¬» “ќ– јЌј“ќЋ№≈¬»„  ќ–ќЋ№ ќ¬ (1958-2004)

¬иктор јнатольевич  орольков родилс€ 17 окт€бр€ 1958 г. в ’абаровском крае (село „Єрна€ речка) в семье военнослужащего. ¬скоре семь€ переехала в Ћитву, где и начали раскрыватьс€ творческие способности будущего художника. ѕозже ¬иктор  орольков рассказывал, что любил как все мальчишки того времени рисовать индейцев, богатырей, воинов. ќчень долго в доме хранилась его работа из пластилина – это была цела€ крепость, с пушками, домами и маленькими солдатиками, у которых были вылеплены детскими руками даже мельчайшие пуговки на мундирах.

¬ 1970 году, после демобилизации отца, семь€  орольковых переехала в ѕензу, где ¬иктор закончил ѕензенское художественное училище им.  .ј. —авицкого. Ѕудучи студентом, он регул€рно посещал ћосковские, Ћенинградские,  иевские музеи, где часами простаивал перед полотнами русских художников.

Ѕольше всего ¬иктора интересовали эпические полотна.  артины  .Ѕрюллова и Ќ. . –ериха привлекли его внимание к отечественной истории. ќн начал читать фольклорные издани€ ј.Ќ. јфанасьева, в которых были собраны русские народные сказки и легенды. —ледующим этапом самообразовани€ стали книги известного советского историка Ѕ.ј. –ыбакова, посв€щЄнные €зыческой религии древних слав€н. — 1989 года художник делает первые эскизы и наброски полотен на тему «–усь €зыческа€».

ѕосле окончани€ ’арьковского художественно-промышленного института ¬.ј.  орольков принимает активное участие во ¬сероссийских выставках художников –оссии, а вскоре организовывает персональную передвижную выставку на ѕразднике слав€нской письменности в ’ерсоне. ¬ 1993 году состо€лась его перва€ публикаци€ в международном альбоме фантастической живописи Ђƒе€ни€ Ќебожителейї. „ерез три года ¬иктор јнатольевич стал членом —оюза художников –оссии.

  200-летию ј.—. ѕушкина ¬.ј.  орольков подготовил цикл иллюстраций дл€ подарочного юбилейного издани€ поэмы Ђ–услан и Ћюдмилаї (1997), а вскоре свет увидела его знаменита€ ЂЁнциклопеди€ слав€нской мифологииї, где были представлены 60 работ художника.

— феврал€ 1999 года ¬иктор јнатольевич - член ћеждународной ‘едерации художников, лауреат ѕушкинской премии ѕравительства ћосквы за лучшие иллюстрации к Ђ–услану и Ћюдмилеї, дипломант ћеждународного конкурса ‘онда —. ћихалкова. ¬ печати по€вл€ютс€ художественные альбомы ¬.ј.  оролькова, в 2001 году издаЄтс€ его энциклопеди€ Ђ–усские легенды и предани€ї.   этому времени художник уже €вл€етс€ автором более 150 уникальных полотен. ¬ его творчестве представлен изумительный мир €зыческой –уси: сцены из жизни восточных слав€н переплетаютс€ с изображени€ми €зыческих богов, сюжеты из русских народных сказок дополн€ютс€ иллюстраци€ми к произведени€м отечественной классики.  расочные, прекрасно оформленные альбомы ¬.ј.  оролькова разошлись по всей стране и быстро стали художественными раритетами. —реди них - Ђƒе€ни€ Ќебожителейї, ЂЁнциклопеди€ слав€нской мифологииї, Ђ—казки ѕушкинаї, ЂЁнциклопеди€ русских преданийї, Ђ–усские легенды и предани€ї, Ђ–усь ведическа€ї и другие. ѕ€тнадцать последних лет своей короткой жизни ¬.ј.  орольков отдал созданию красочного пантеона €зыческих образов древней религии слав€н.

ќдновременно им были созданы чудесные иллюстрации к Ђ—лову о полку »горевеї, к произведени€м ћ.ё. Ћермонтова и гоголевским Ђ¬ечерам на хуторе близ ƒиканькиї.

Ќа его полотнах оживают любимые образы русской литературы - »ван-царевич и «мей √орыныч, Ѕаба яга и царевна Ћебедь, кн€зь »горь и тоскующа€ на городской стене ѕутивл€ кн€гин€ ярославна, красавица ќксана и кузнец ¬акула.

—реди персонажей художественного творчества ¬иктора  оролькова много и таких, чьи образы нам почти не известны. Ќе каждый из нас сможет рассказать о ¬азиле или ≈гории Ц волчьем пастыре, о «еване или „ислобоге. Ѕлагодар€ картинам художника мы впервые открываем дл€ себ€ удивительный мир ....низших богов и духов , наполненный таинственными образами древних поверий, передающих забытую нами мифологию восточного слав€нства.

¬се работы ¬.ј.  оролькова - и, особенно, цикл картин Ђ–усь €зыческа€ї - выполнены в традици€х жанра фэнтези. ѕолотна его светлы и красочны, украшены замысловатыми народными орнаментами. ќни сопровождаютс€ подпис€ми, передающими замысел автора, а иногда и краткими аннотаци€ми.

¬иктор јнатольевич  орольков прожил короткую, но наполненную радостью творчества жизнь. ” него было много планов и надежд на будущее.   сожалению, одновременно с растущим мастерством прогрессировала и т€жЄла€ болезнь сердца. ¬ 2004 жизнь художника трагически оборвалась, но оставленное им художественное наследие стало ещЄ одной прекрасной страницей в летописи русского изобразительного искусства.

ќбразы €зыческой –уси
в творчестве ¬иктора  оролькова



¬ќЋ’¬

¬олхвы (др.-рус. Ђвълхвъї - Ђкудесник, волшебник, гадательї) — древнерусские жрецы, осуществл€вшие богослужени€ и прорицавшие будущее.

¬ €зыческой –уси волхвами могли быть как мужчины, так и женщины. ќбычно они жили в лесах, вдали от поселений, р€дом с €зыческим св€тилищем, представл€вшим собой округлую площадку диаметром 10-40 метров, окружЄнную неглубоким рвом и частоколом. ¬нутри сто€ли вкопанные в землю дерев€нные идолы, изображавшие €зыческих богов.

¬олхвы руководили проведением религиозных обр€дов и племенных праздников, а также исполн€ли функции лекарей-травников, предсказателей и наставников населени€ близлежащих деревень. ¬ слав€нском обществе волхвы пользовались большим уважением: часто не только р€довые смерды, но и кн€зь€ приходили к ним за советом.

ј.—. ѕушкин в балладе Ђѕеснь о вещем ќлегеї передаЄт древнюю легенду о волхве, предсказавшем кн€зю ќлегу смерть от любимого кон€:

Ђ“вой конь не боитс€ опасных трудов;
ќн, чу€ господскую волю,
“о смирный стоит под стрелами врагов,
“о мчитс€ по бранному полю.
» сеча, и холод ему ничего...
Ќо примешь ты смерть от кон€ своегої.

 н€зь, поверив предсказанию, отдал кон€ слугам, а через некоторое врем€ узнал о его смерти. ќн в гневе обвин€ет волхва, дума€, что тот обманул его:

ћогучий ќлег головою поник†
» думает: Ђ„то же гаданье?†
 удесник, ты лживый, безумный старик!†
ѕрезреть бы твое предсказанье!†
ћой конь и доныне носил бы мен€ї.†
» хочет увидеть он кости кон€.

ќлег приходит на высокий берег ƒнепра и видит в высокой траве конский череп. ќн хочет попрощатьс€ со своим верным другом:

 н€зь тихо на череп кон€ наступил †
» молвил: Ђ—пи, друг одинокой! †
“вой старый хоз€ин теб€ пережил: †
Ќа тризне, уже недалекой...

¬ этот момент из черепа кон€ выползает степна€ гадюка, одна из самых €довитых змей ѕриднепровь€:

Ђ“ак вот где таилась погибель мо€!
ћне смертию кость угрожала!ї -
»з мертвой главы гробова€ зме€,
Ўип€, между тем выползала;
 ак черна€ лента, вкруг ног обвилась,
» вскрикнул внезапно ужаленный кн€зь.

ќт €да змеи ќлег умирает, и дружина на кургане, в котором он похоронен, справл€ет торжественную тризну, вспомина€ о подвигах своего кн€з€. “ак сбылось предсказание мудрого волхва.

¬ древнерусском обществе жрецами могли стать не только люди, обучавшиес€ в специальных лесных школах, но и представители слав€нской знати. »з глубокой древности дошла до нас легенда о полоцком кн€зе-волхве ¬ольге ¬сеславиче. ќтцом его был сам ¬елес, от которого кн€зь унаследовал дар удачливого охотника и способность превращатьс€ в птиц и животных, за что и получил прозвище Ђоборотн€ї.

¬олхвом древние летописи называют также вещего Ѕо€на - древнерусского певца, автора многочисленных былин и исторических песен о подвигах слав€нских кн€зей. Ќе случайно автор Ђ—лова о полку »горевеї упоминает, что Ѕо€н ƒревний, когда славу кн€зь€м пел, то Ђстелилс€ по полю серым волком и летел по поднебесью быстрым соколомї.

— конца ’ века, после прин€ти€ –усью христианства, православна€ церковь начала преследовать €зыческих жрецов. ¬олхвов сжигали на кострах, рубили им головы на площад€х городов, уничтожали их лесные св€тилища. Ќо волхвы ещЄ долго обитали в глуши русских лесов, помога€ простым люд€м советом, излечива€ многие болезни, сохран€€ и передава€ ученикам историю ведической –уси. ”поминание о последнем слав€нском волхве относитс€ к ’”ѕ веку.


Ѕ≈ЋќЅќ√

Ѕелобог (Ѕелбох, Ѕелун, Ѕальдр, Ѕелениус, —ветовит) - воплощение —вета, согласи€, дружбы и искренности в общестлав€нской мифологии. ќн считаетс€ также покровителем искусств и торговли.  орень Ђбелї (Ђболї) в древнерусском €зыке означает Ђрастиї, Ђблистатьї.

” восточных сав€н Ѕелобог олицетвор€ет дневное и весеннее Ќебо. ¬ противовес „ернобогу, он приносит люд€м мир и счастье. —лав€не не начинали ни одного серьЄзного дела без жертвы этому божеству. ∆еной Ѕелобога была Ѕогородица Ћада, поэтому его иногда называют ƒид-Ћадо, Ћад или Ћадник.

—в€тилища Ѕелобога возводились на залитых солнцем возвышенност€х и об€зательно украшались золотым и серебр€ными предметами. ќтражающийс€ от них солнечный свет даже ночью озар€л храм, в котором не было ни одного мрачного уголка. ¬ честь Ѕелобога устраивались игрища и весЄлые пиры с танцами и песн€ми.

¬ —лав€нских ¬едах и народных сказани€х Ѕелобог называетс€ также родоначальником и покровителем белой расы людей - –асы —вета. ќтсюда происходит одно из его многочисленных имЄн - —ветовит (—ветлый ¬ит€зь), в противовес “Ємновиту (“Ємному ¬ит€зю), покровителю чЄрной расы - –асы ћрака.

Ѕелобог €вл€етс€ героем многочисленных легенд и сказаний слав€нских народов. ¬ образе белобородого старца с си€ющим посохом в руках он выводит из лесу заблудившихс€ путников или даЄт добрые советы тем, кто попал в беду. ј если человек стал богатеть, про него говор€т, что он подружилс€ с Ѕелобогом.

Ќесмотр€ на то, что Ѕелобог считаетс€ подателем мира, успехов и удачи, он строго следит за соблюдением законов и в качестве третейского судьи разрешает споры между людьми. Ќередко слав€не изображали его с раскалЄнным железным посохом в руках. ≈сли на Ѕожьем —уде обвин€емый брал в руки раскалЄнное железо и оно не оставл€ло на теле ожога, человек считалс€ невиновным.

Ѕелобог и „ернобог составл€ют слав€нскую сакральную пару божеств, родственных кельтской традиции Ђћатї - Ђјматї (Ђсчастьеї - Ђнесчастьеї) или китайской паре Ђ»ньї - Ђянї (мужское и женское начала). Ѕелобог и „ернобог пребывают в посто€нной борьбе, но, тем не менее, оба божества одинаково почитались древними слав€нами.

ƒыханием Ѕелобога слав€не считали тЄплый южный ветер. —акральным оружием этого божества был св€щенный посох. ¬ пути Ѕелобога сопровождают белый голубь, сера€ утка и домашн€€ кошка. ¬ слав€нской Ђседьмицеї (неделе) днЄм Ѕелобога определ€лась суббота (Ђдоброденьї), а его св€щенным числом была шестЄрка, от которой производились гексанема (шестиконечна€ звезда) и  олесо “елеги (шестиконечна€ звезда в круге).

¬ ночь с 24 на 25 декабр€ древние слав€не праздновали –ождество Ѕелобога Ц период, когда солнечный свет начинает возрастать и врем€ дн€ увеличиваетс€. ѕарни и девушки собирались на посиделки и пели посв€щЄнные Ѕелобогу слова: Ђ’оть и светит в небесах Ћуна, - ќх, темно в лесу без Ѕелуна!ї

ѕо преданию, главный храм этого бога находилс€ на острове –у€н в јрконе. Ѕелобог изображалс€ там в виде огненного колеса как символа —олнца, или человеком с си€ющей головой и колесом в руках. Ќо крупные св€тилища Ѕелобога существовали и в других местах: в ѕольше (ЂЅ€лобожьеї), в √алиции (ЂЅелбожницаї), под ћосквой в урочище Ѕелые Ѕоги, в  остроме, где им€ Ѕелобога сохранилось в названии “роице-Ѕелобожского монастыр€.


’ќ–—

’орс (’орус, ’руст,  орс,  рест) - одно из главных божеств слав€нского пантеона, сын –ода, бог Ѕелого «имнего —олнца, супруг «имы-—негуры. —воЄ им€ ’орс получил от древнерусского слова Ђхорої - Ђколесої. —читаетс€, что им€ этого бога, записанное без огласовки (Ђ’–—ї), €вл€етс€ прототипом слова Ђ’ристосї.

ѕодобно древнегреческому √елиосу, ’орс управл€ет Ќебесной —олнечной  олесницей. ќн также руководит движением звЄзд и планет, отвечает за смену дн€ и ночи, а также времЄн года. ’орс вносит в  осмический ’аос пор€док и равновесие. ќбычно он изображаетс€ молодым цветущим мужчиной с золотистыми кудр€ми. ¬ черно-золотых одеждах ’орс восседает на золотом коне.

ќднако на некоторых фресках он представлен как многоопытный седой старец с волшебным жезлом в руках. Ќа его голове - колпак звездочЄта, а свитой его €вл€етс€ ста€ белых волков. ’орс может мен€ть свой облик: он оборачиваетс€ чЄрным конЄм с золотой гривой или громадным белым волком. ¬ таком обличье он по ночам может пробегать большие рассто€ни€, чтобы осмотреть свои владени€.

—в€тилища ’орса устраивались посреди отдалЄнных и малодоступных рощ или заброшенных лугов. »дол этого божества изготавливалс€ из дерева и устанавливалс€ на восточном склоне невысокого холма. ѕодношением ’орсу служило слав€нское национальное кушанье - пирог Ђхорошульї, или курник, который крошилс€ вокруг идола. ¬ дни празднеств вокруг капища этого бога водились хороводы, пелись песни.


ƒј∆№Ѕќ√

” —варога, творца всего видимого и невидимого мира, было несколько сыновей. —тарший из них - ƒажьбог, сын Ѕелобога и Ѕогородицы Ћады, - считалс€ олицетворением Ћетнего ∆Єлтого —олнца. »м€ его звучит в краткой молитве, дошедшей до наших дней: Ђƒай, Ѕоже!ї. Ќаши далЄкие предки называли ƒажьбога - Ђ¬еликий ƒ»ƒ родов арийскихї.

—огревающий «емлю солнечным светом, ƒажьбог одновременно считалс€ покровителем плодороди€ и живительной силы земли, а также первопредком восточных слав€н, которых Ђ—лово о полку »горевеї называет Ђвнуками ƒажьбогаї.

—реди самых важных слав€нских богов им€ ƒаждьбога упоминаетс€ третьим - после ѕеруна и ’орса. ¬ русских летопис€х он сравниваетс€ с древнегреческим солнечным богом јполлоном и называетс€ - Ђ÷арь-солнце, сын —варогов, ƒаждьбогї. ќсновными его функци€ми в древности считались - подача люд€м тепла и света, а также осв€щение кн€жеской власти. ѕомимо всего прочего, ƒаждьбог покровительствовал свадьбам, Ђзамыкалї зиму и Ђоткрывалї весну.

ƒабь, –адегаст, –адогощ, –адогост - под этими именами ƒажьбог был известен и в древней ≈вропе. ’рам –адогоста находилс€ в западнослав€нском городе –етра, располагавшемс€ когда-то среди лесов и болот современной ¬осточной √ермании на территории племени лютичей. ѕо сообщению “итмара ћерзенбургского, а позже - јдама Ѕременского и √ельмольда, город сто€л на острове посреди глубокого озера.

’рам –адогоста в –етре был обнесЄн высоким дерев€нным частоколом и имел дев€т ворот, но дерев€нный мост соедин€л берег лишь с одними из них. ¬нутри частокола, в центре большой площади, возвышалось куполообразное дерев€нное здание, выполн€вшее роль собственно храма. ‘ундаментом здани€ служили рога диких оленей, а стены храма украшала искусна€ резьба с характерными сол€рными символами и ликам слав€нских богов.

¬нутри храмового здани€ вокруг жертвенного костра сто€ли €зыческие идолы, главным среди которых был –адогост. ¬се идолы были одеты в доспехи и украшены резьбой.  умир –адогоста, по словам “итмара, был отлит из чистого золота. ѕри храме действовал оракул, который предсказывал вожд€м исход сражений. —имволом храма считалс€ белоснежный боевой конь.

ѕредположительно, св€тилища, посв€щЄнные ƒажьбогу, могли быть в јрконе, јркаиме и –адогоще Ц трех крупнейших религиозных центрах древних слав€н. Ќо самые известные капища этого божества находились в  иеве. —огласно Ђѕовести временных летї, во времена кн€з€ ¬ладимира  расное —олнышко (10 век) идол ƒажьбога вместе с дерев€нными столпами ѕеруна, ’орса, —трибога, —имаргла, ¬елеса и ћокоши сто€л на  иевском холме, на высоком берегу полноводного ƒнепра.

—тихией ƒажьбога считаетс€ ќгонь. ќружие этого бога - копьЄ, палица, посох, а также обоюдоострый меч. ¬ пути ƒажьбога сопровождали его св€щенные животные - лев, белый конь, белые псы. Ќад его головой летели сокол и белый гусь.  аждый слав€нский бог имел свои сакральные символы. ” ƒажьбога это были - круг, а также колесо с четырьм€, семью или двенадцатью спицами.

ƒень ƒажьбога - воскресенье, его металл - золото, а драгоценный камень - €хонт. Ћев считалс€ св€щенным животным ƒажьбога, поэтому на иконах и фресках храмов его изображали или с львиной головой, или едущим на колеснице, запр€жЄнной львами. ¬ современной христианской религии образу ƒажьбога соответствует св€той Ќиколай „удотворец.


„≈–ЌќЅќ√

„ернобог - в древнеслав€нской мифологии повелитель “ьмы, ÷арства Ќави и ѕекельного воинства, обитающего в јду (ѕекле).

ќн сидит на троне в „Єрном замке, р€дом с ним восседает богин€ смерти ћарена, а перед ними стоит, склонив голову, львиноголовый судь€ загробного мира –адогост.

¬оеводою в войске „ернобога служит ¬ий Ц брат бога неба ƒы€. ¬ мирное врем€ ¬ий выполн€ет об€занности тюремщика в пекле. ќн держит в руке огненный бич, которым подгон€ет грешников, подбрасывающих дрова в адские печи. ¬ий не выносит солнечного света, поэтому обитает под землЄй, но если он выберетс€ на землю и, подн€в свои заросшие землЄй веки, взгл€нет на человека, тот мгновенно погибает. ќб этом в своей повести Ђ¬ийї рассказал российский писатель Ќ.¬. √оголь.

 роме ¬и€ в войске „ернобога много чЄрных демонов: сын ¬и€ - козлоногий ѕан, „Єрный јист Ѕака, дракон яга, демоница „Єрна€  али, а также многочисленные колдуны и колдуньи. —лужат „ернобогу все силы тьмы - волкодлаки (оборотни), „Єрные ¬олхвы, мелкие бесы. ¬елика власть „ернобога. ≈му подчинена вс€ тЄмна€ сторона быти€. ќт него веет холодом и  осмической “ьмой.

„Єрный Ѕог воюет со всеми другими богами. ќн разрушает их храмы и сжигает св€щенные книги, а вместо них пишет книги-обманки, в которых искажает истинную веру „ернобог у древних слав€н считалс€ также ¬ладыкой —евера. ќн стремитс€ заледенить души людей, наполнить их завистью и злобой.

” „ернобога и его жены ћарены много детей. ¬се они - демоны и демоницы. —реди них были особо известны - ћорока, ћора, „Єрна€ Ќемочь и многочисленные лихоманки, вызывающие у людей т€жкие болезни: “р€се€, ’рапуша, Ќеме€, √лухе€, ∆елте€, ƒрхле€, «€буха,  аркуша и др. —ам же „ернобог несЄт миру безумие. ¬се —ветлые —илы во главе с Ѕелобогом противосто€т этому грозному древнеслав€нскому божеству.

јрхеологические раскопки подтвердили, что храмы „ернобога возводились во многих городах ƒревней –уси, например, - в „ернигове. ѕо сообщени€м летописцев, днЄм „ернобога считалс€ последний день феврал€. ѕосле христианизации –уси образ „ернобога был заменЄн личностью св€того  ась€на.


ћќ–— ќ… ÷ј–№

ћорско́й царь (÷арь ¬од€ник, ѕоддонный царь, «аморский царь) Ч персонаж русских сказок: хоз€ин дна морского, повелитель всех вод, владыка над подводными обитател€ми, владелец несметных сокровищ.

¬ глубокой древности слав€не почитали единого бога - ƒы€, или ƒива, который повелевал и сушей, и водой. Ќо со временем на основе этого образа возникли три новых персонажа €зыческой религии: ѕерун Ц повелитель гроз и войны, —трибог - божество ветров, и ћорской ÷арь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. » первоначально ћорской ÷арь считалс€ богом дождевых туч, которые извергают на землю воду, благодар€ чему и по€вились первые мор€ и океаны. Ћишь позже он окончательно переселилс€ в океанские глубины, где построил себе пышные чертоги из, серебра и золота. ћореходам и рыбакам ћорской ÷арь был известен под именами - „ерноморец или ÷арь ѕоддонный.

ћорской ÷арь имеет многочисленное морское воинство и множество слуг: налимы-толстогубы, севрюги и щуки зубастые, осЄтр-великан и другие. ÷арь разъезжает под водой и по поверхности вод на золотой колеснице или в узорчатой раковине, запр€жЄнной морскими псами, а его трон охран€ют огромные крабы.  огда владыка вод веселитс€ или гневаетс€, на поверхности океанов и морей разыгрываетс€ шторм и бушующа€ стихи€ топит корабли. „тобы умилостивить грозного владыку, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а в самых трагических ситуаци€х - и людей, как это описываетс€ в былине Ђ—адкої.

ћорской ÷арь может выйти и на сушу, и тогда он превращаетс€ в лютого чЄрного жеребца или тЄмной, т€жЄлой тучей плывет над землЄй. ћного бед и несчастий несЄт он земле-матушке.  ресть€не, чтобы остановить его шествие по пол€м и нивам, начинают звонить в колокола и бить в медные гонги, мол€ владыку океанов вернутьс€ к себе домой.

”видев однажды дочь Ѕога Ќочного Ќеба, ћорской ÷арь предложил ей свои руку и сердце, но горда€ царевна отвергла предложение водного владыки, за что он превратил еЄ в змею. ѕосле этого ћорской ÷арь женилс€ на Ѕелорыбице-¬од€нице, царице всего рыбного царства. ” них родилось множество детей, среди которых - всем нам известные русалки.


—“–»Ѕќ√

—трибог (др.-рус. Ђстрегї - Ђстаршийї, Ђд€д€ по отцуї) - в восточнослав€нской мифологии бог ветров, которые у древних слав€н почитались наравне с дождЄм и солнцем. —трибог - сын –ода, седовласый старец, обитающий на краю света, в глухом лесу, или на далЄком острове посреди океана. ќн может вызвать и укротить бурю, даровать тихую €сную погоду или помешать земледельцам в их труде. ѕоэтому —трибог на –уси считалс€ божеством, равным по значению ’орсу и ƒажьбогу.

—огласно Ђѕовести временных летї, идол —трибога в 980 году был установлен на  иевских холмах р€дом с другими главными богами слав€н. Ќам сегодн€ не- известно, существовал ли на –уси праздник в „есть —трибога, но им€ его посто€нно упоминаетс€ в главных летописных сводах и текстах слав€н. “ак, в Ђ—лове о полку »горевеї автор называет ветры сыновь€ми и внуками —трибога: (Ђ—е ветри, —трибожи внуци, веют с мор€ стрелами на храбры€ полкы »горевыї). »звестно также, что —трибогу приносили жертвы как земледельцы, так и мореходы.

” —трибога, действительно, много детей и внуков - больших сильных ветров и маленьких слабых ветерков. ѕосвист - старший сын —трибога - считалс€ божеством бурь и штормов. ѕодага - одна из дочерей —трибога. ќна обитает на юге и олицетвор€ет собой жаркий, иссушающий ветер пустынь. ј вот ѕогода - это тЄплый летний ветерок, самый младший внук грозного деда.

Ќо чаще всего наши древние предки делили ветры по географическому признаку. ёжный ветер имеет гор€чий нрав. ќн может принести и засуху, и тЄплую благопри€тную погоду, а также запах южных морей. «ападный ветер иногда бывает сердит, но чаще дарит тепло и дождь, что благопри€тно дл€ сельского хоз€йства.

ј вот —иверко - —еверный ветер - суров, а подчас и жесток. — ним на землю приход€т холод, снег и смерть. “олько к концу зимы —иверко помаленьку добреет и перестаЄт угрожать люд€м стужей. », наконец, четвЄртый сын —трибога - ¬осточный ветер - налетает из јзии и поэтому, как азиат, коварен и непредсказуем.

’рамы в честь —трибога обычно возводились на морских островах или в усть€х крупных рек, куда могли подойти купеческие корабли. ќдин из таких храмов был найден археологами на острове Ѕерезань близ усть€ ƒнепра. ћореходы перед выходом в море об€зательно заходили в места —трибоговых св€тилищ и приносили здесь богатые жертвы.


ћј ќЎ№

ћакошь ћокошь - старша€ из трЄх слав€нских богинь —удьбы (Ђмаї - мать, Ђкошї, Ђкоштї - судьба). ќна же считаетс€ покровительницей женского рукодели€, колдовства и хоз€йственной сметки. ѕр€сть нити —удьбы ћакоши помогают две другие богини - ƒол€ и Ќедол€. Ёто были две сестры-пр€хи, которые пр€ли кажда€ свою нить. ” ƒоли она была золотой и прочной, а у Ќедоли ломкой и посто€нно рвущейс€.

ƒревние слав€не поклон€лись ћакоши и как богине плодороди€, дающей хорошие урожаи и богатый приплод в стадах. ¬ св€зи с этим ћакошь часто изображалась в рогатом головном уборе, который ещЄ в ’1’ веке на праздниках надевали слав€нские и женщины.

ћакошь была единственным женским божеством, входившим в высший €зыческий пантеон кн€з€ ¬ладимира  расное —олнышко. ≈Є украшенный серебром и золотом осиновый идол сто€л на киевских холмах р€дом с ѕеруном, ¬елесом, ’орсом и другими древнеслав€нскими богами.

ƒень ћакоши - п€тница, поэтому в православии еЄ образ слилс€ с ѕараскевой ѕ€тницей, покровительницей жЄн и хоз€ек. ƒни, когда древние слав€не особо чтили богиню ћакошь, - ближайша€ к 8 апрел€ п€тница и день 27 окт€бр€. ћеталлом древней богини считалось серебро, а драгоценным камнем - хрусталь.


«≈¬јЌј

«евана (ƒевана, ƒиана) Ц Ђодета€ в звериные шкурыї. ¬ слав€нской мифологии - богин€-охотница и покровительница зверей и охотников.

ƒревние слав€не представл€ли «евану прекрасной девушкой, одетой в богатую кунью шубу, отороченную белкой. ¬ руках она держит нат€нутый лук и стрелы. «а широким по€сом виден охотничий нож. »ногда вместо шубы на еЄ голову и плечи накинута медвежь€ шкура, а у ног лежит рогатина, с которой мужчины ход€т на медвед€. √рудь богини защищена металлическими нашивками. Ќа голове - украшенный подвесками охотничий шлем. ƒлинна€ коса переброшена через плечо. Ќа указательном пальце правой руки Ц заветнодрость.е кольцо, подаренное «еване еЄ мужем Ц богом лесов —в€тобором.

«евана - дочь ѕеруна и богини ƒивы. ќт матери ей достались красота и гордость, от отца - сила и мудрость.

 ак и древнегреческа€ богин€ јртемида, «евана любит охотитьс€ или бродить по лесу в светлые лунные ночи.  огда выходит на охоту, перед ней бегут два волка, а на еЄ плечах сид€т сокол и кречет. Ќо богин€ не любит убивать животных. ќна опекает лесных зверей, учит их избегать опасности и находить корм в суровые зимы. «евана следит за тем, чтобы и люди не убивали напрасно еЄ подопечных, а за жадность сурово наказывает нерадивых охотников. ќна же посылает удачу тем из них, кто берЄт у природы лишь самое необходимое и часть добычи оставл€ет на еЄ алтаре.


„»—ЋќЅќ√

„ислобога (другие названи€ - ’рон, ’орон, ƒыхание —варога) древние слав€не почитали как покровител€ времени, букв, чисел и календарей. — его именем св€заны слова Ц Ђхроникаї, Ђсхронї, Ђпохороныї и др.

ѕо представлени€м наших далЄких предков, „ислобог имел два лика: один Ц подобный —олнцу (олицетворение дневного времени суток); другой лик - лунный, олицетвор€ющий ночь.

»ногда в древних рукопис€х „ислобог изображалс€ ужасным зубастым монстром, который поедает прошлое. — этим св€зано одно из определений этого бога - Ђвсепожирающее врем€ї.

¬олхвы, обуча€ молодых слав€н правильному распределению времени, говорили: ЂЅудешь необдуманно спешить и старатьс€ за короткий промежуток выполнить много дел, „ислобог ускорит бег твоей жизни; твор€ же дела неспешно и основательно, ты получишь от него продление жизненного срокаї.

¬ слав€нском ведическом пантеоне „ислобог имеет особый статус и никому из других богов не подчин€етс€. ќн €вл€етс€ хранителем ¬селенских ¬есов, которые отмеривают врем€ и меру дл€ всего сущего. ¬ его руках находитс€ „аша ¬ремени, испив из которой, можно попасть в прошлое или в будущее.

—имволами „ислобога считаютс€ весы и другие измерительные приборы, а также цифры и математические знаки. ј кукушка, сид€ща€ на плече этого бога, услышав голос этой птицы, обращатьс€ к ней с просьбой посчитать, сколько лет жизни есть ещЄ в запасе.

— именем „ислобога св€зана сама€ мрачна€ планета в —олнечной системе - —атурн. ѕо легенде, р€дом с ним находитс€ Ђвременна€ дыраї, через которую умершие переход€т в потусторонний мир. Ќе случайно покровительницей „ислобога считалась Ћуна, а не —олнце. »менно лунными мес€цами древние слав€не измер€ли год.

¬стреча€ Ќовый год, кресть€не обращались к „ислобогу с мольбами о хорошем урожае и о семейном счастье. ¬округ дерев€нного идола „ислобога женщины высаживали полевые цветы и по раскрытию или закрытию их венчиков определ€ли начало дн€ или ночи. ¬ св€тилище этого бога всегда находились большие —олнечные „асы - по ним жрецы составл€ли календари и определ€ли дни начала и завершени€ земледельческих работ.


я–»Ћќ

ярило (Ђ€рї, Ђ€ровойї - весенний) - божество весеннего плодороди€ и одного из летних праздников у восточнослав€нских народов. ѕо своей сути ярила близок образам  остромы и ћасленицы. ¬ определЄнные дни чучела этих божеств использовались в массовых народных празднествах во врем€ проводов зимы, встречи весны и лета.

¬ фольклорной литературе ярило изображалс€ молодым цветущим мужчиной с венком из весенних цветов на голове. —ветлые кудр€вые волосы его рассыпаны по плечам, белоснежна€ кресть€нска€ рубаха расшита национальными узорами. ¬ руках ярилы - лук, за плечами в колчане - стрелы. √де ярило пройдЄт, считалось на –уси, там будет хороший урожай, а на кого ярило посмотрит, у того в сердце вспыхнет чиста€ любовь.

¬ старинных обр€довых песн€х и присказках кресть€не обращались к яриле с просьбами о тЄплом лете и хорошем урожае. ¬ день ярилы - 27 апрел€ - кресть€нские девушки вечером собирались на Ђ€рильникиї. ќни выбирали из своей среды одну девушку, нар€жали еЄ в белые одежды, на голову возлагали €ркий венок, в правую руку давали череп (ЂпобеждЄнна€ зимаї), а в левую - сноп ржаных колосьев (Ђплодородие землиї). ѕосле этого девушку сажали на белого кон€, а сами становились в круг и пели в честь ярилы песни.

¬ православии функции ярилы перешли к св€тому √еоргию.


≈√ќ–»… Ц ¬ќЋ„»… ѕј—“џ–№

≈горий Ц волчий пастырь (¬олчий пастух, Ѕелый ÷арик, ¬олчий ÷арь) - в древнеслав€нском фольклоре царь волков и оборотней, а также владыка бурных гроз. ќбраз восходит к индоевропейскому культу волка. »сследователи слав€нского фольклора считают, что в народном сознании мрачные низкие тучи представл€лись люд€м мохнатыми волчьими шкурами, наброшенными на небосвод.

≈горий Ц волчий пастырь тесно св€зан с ¬елесом и часто выполн€ет поручени€ этого бога. ќн принимает участие в битвах слав€н с врагами, и, направл€€сь к месту сражени€, использует волков в качестве гончих и ездовых животных. ¬ мирной жизни ≈горий ЂпасЄтї волков, оберегает их от людей, а людей - от этих опасных животных. Ќазнача€ волкам жертву дл€ пропитани€, ≈горий и сам часто принимает участие в их охоте.

ѕо своей природе это божество не злое и не доброе: его цель - поддерживать в природе равновесие и не позвол€ть ни животным, ни люд€м нарушать его. ¬ыгл€дит ≈горий по-разному: то молодым и полным сил юношей на белом коне, то седым стариком, а то и волком. ¬олчьему пастырю в фольклоре посв€щены многочисленные пословицы:

  • „то у волка в зубах, то ≈горий дал.
  • Ѕелый ÷арик не тронет, так и никто не посмеет.
  • Ћовит волк роковую овцу.

ќбраз ≈гори€ Ц волчьего пастыр€ существует не только в слав€нском фольклоре, но и на  авказе. «десь он назван “утыром Ц волчьим богом. ќн не любит людей-охотников и защищает от них свою стаю, но люд€м добрым и незлобливым “утыр помогает. ћногие кавказские богатыри были вскормлены волчьим молоком.

„ертами ¬олчьих пастырей обладали древнегреческие боги - јполлон Ћикейский (Ђ¬олчийї), ѕан и √ермес  иноцефал (√ермес собакоголовый). ј у древних римл€н даже существовал праздник, посв€щЄнный волчьему богу Ћуперку, - луперкалии.

—лав€не молились ≈горию - волчьему пастырю, чтобы защитить от волков себ€ и свой скот. —читалось, что и волки тоже мол€тс€ своему царю. „тобы задобрить ≈гори€ на врем€ выпаса скота, кресть€не приносили ему жертву - отправл€ли в лес одно домашнее животное.


÷ј–№ - ќ√Ќ≈ЌЌџ… ў»“

÷арь ќгненный ўит и ѕламенное копьЄ - таков полный титул этого легендарного персонажа слав€нской мифологии. ќн олицетвор€л собой ќгонь, живущий в  осмосе, в природе нашей планеты и в доме человека. ќгонь, или ведический јгни, считалс€ братом-близнецом цар€ богов »ндры и почиталс€ у ариев как самосто€тельное божество.

ЂЅатюшка ты, ÷арь-ќгонь, всем ты цар€м царьї, - так обращались к нему наши предки. ÷арь-ќгонь поставлен над миром самим Ѕелобогом. ¬ виде древнерусского вит€з€ скачет он по небу на белом восьминогом коне и несЄт миру тепло и уют.

Ќо дыхание его может быть гор€чим и знойным, и тогда сохнет и трескаетс€ земл€, погибает растительность. ¬ лесах начинаютс€ пожары, огонь подходит к сЄлам и городам, и тогда нет от него спасени€ ни человеку, ни животному

Ќо слав€не справедливо считали, что ќгонь становитс€ врагом лишь тогда, когда нет за ним надлежащего ухода. ѕока его люб€т и почитают, он бережЄт и согревает человека, а если забыли и перестали относитьс€ к нему с надлежащим уважением, много бед и страданий несЄт земле ÷арь ќгненный ўит.


Ћ≈Ћ№

Ћель (Ћель€, Ћельо, Ћюбич) - в мифологии древних слав€н бог любви и любовной страсти. ќн всегда весел и легкомыслен, о нЄм и сегодн€ напоминает слово Ђлеле€тьї, то есть любить, нежить, оберегать. Ћель - сын богини красоты и любви Ћады.

»зображени€ Ћел€ в древних свитках разнообразны. »ногда он показываетс€ люд€м в виде златоволосого, как его мать, крылатого младенца, который зажигает в сердцах людей любовную страсть, кида€ в них золотистые огненные искры. ¬ кресть€нской среде Ћель представл€етс€ как молодой белокурый пастушок, обитающий в светлых берЄзовых рощах. «десь он бродит под ветв€ми деревьев или, сид€ под берЄзкой, играет на волшебной свирели. «вуки еЄ донос€сь до людей, волнуют их сердца и зовут на берег реки - в хоровод, где юноши и девушки выбирают свою пару.

Ћель повелевает не только сердцами людей, но и лесными и полевыми птицами. ≈го св€щенным символом считаетс€ аист, который у слав€н не случайно называлс€ Ђлелекойї. Ќо особенно любит Ћель певчих птиц - жаворонка, иволгу, канарейку. ¬ св€зи с образом этого божества на –уси особо почитаютс€ журавли. Ћелю посв€щено множество весЄлых и грустных сказок и легенд, и вот одна из них.

¬олшебна€ свирель

¬о времена незапам€тные жил на свете среброволосый пастушок. ≈го отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Ћелем. ѕаренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Ћель подарил тезке волшебную свирель из тростника. ѕод звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревь€ и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Ћел€.

» вот полюбила пастушка красавица —ветана. Ќо как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Ћель будто навеки увлекс€ своей волшебной властью над природой и не обращал на —ветану никакого внимани€. » тогда разгневанна€ красавица подстерегла миг, когда Ћель, утомленный полдневным зноем, задремал под берЄзкой, и незаметно унесла его волшебную свирель. ”несла, а вечером сожгла на костре, наде€сь, что непокорный пастушок теперь-то ее, наконец, полюбит.

Ќо —ветана ошиблась. Ќе найд€ своей свирели, Ћель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. ѕохоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилки вырос тростник. ќн печально пел на ветру, а небесные птицы ему подпевали. — той поры все пастухи искусно играют на свирел€х из тростника, но редко бывают счастливы в любви...


„”–

„ур (÷ур) - сейчас это междометие в восточнослав€нских €зыках. ќно восходит к имени древнего кресть€нского родового божества - „ура, который когда-то считалс€ защитником домашнего очага и земельных границ.

»звестный российский историк 19-го века ¬. ќ.  лючевский писал: ЂќбоготворЄнный предок чествовалс€ под именем „ура, в церковнослав€нской форме ўура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур…

ѕредание, оставившее следы в €зыке, придаЄт „уру значение, одинаковое с римским “ермом в значении оберегател€ родовых полей и границ; божество пограничных знаков, покровительствовало приобретению и наживе. —имвол Ч чурки и чурбаны, то есть межевые знакиї.

ƒо сих пор в €зыке русских людей сохранилось выражение Ђ„ур мен€!ї, что означает Ђ’рани мен€, мой пращур и оберег!ї . ¬ более позднее врем€ это выражение претерпело изменени€ и может использоватьс€ также в значении Ђ”паси мен€ от тЄмных сил!ї


ЅјяЌ†

Ѕо€́н (Ѕа€н) Ч древнерусский певец и сказитель, Ђпеснотворецї, сопровождавший русских кн€зей в военных походах и слагавший былины и гимны в честь победителей. —лово ЂЅо€нї, предположительно, €вл€етс€ обобщЄнным названием особой группы людей в древнеслав€нском обществе, тесно св€занной с его духовной элитой - волхвами. Ѕо€ны-гусл€ры ходили по –уси и не только Ђпели славу русским кн€зь€мї, но и в форме речитативных повествований распростран€ли в среде простого народа доступные люд€м знани€ о ћироздании.

ќбраз слав€нского бо€на близок по значению скандинавскому скальду, поэту-певцу в дружинах северных конунгов. ¬ отличие от скальдов, которые исполн€ли свои поэмы без музыкального сопровождени€, бо€ны владели искусством игры на гусл€х.

¬ слав€нском обществе существовало также им€ Ѕо€н, которое до сих пор попул€рно у южнослав€нских народов - сербов, болгар, македонцев. ”поминаетс€ оно и в берест€ных грамотах ƒревнего Ќовгорода, а также в надпис€х, процарапанных нашими предками на стенах —в€той —офии в  иеве. ¬озможно, некогда на –уси действительно существовал широко известный поэт-гусл€р Ѕо€н, им€ которого стало нарицательным дл€ всех его последователей.

Ѕо€н как конкретный человек семь раз упоминаетс€ в Ђ—лове о полку »горевеї. јвтор Ђ—ловаї называет имена трЄх русских кн€зей, чьи подвиги воспевал этот певец, - ћстислава ’раброго, ярослава ћудрого и –омана —в€тославича . —в€занна€ с этими кн€зь€ми хронологи€ указывает, что Ѕо€н, Ђвнук ¬елесовї, жил в 11 веке и Ђпелї свои песни на прот€жении 40 лет! ≈го творчество высоко оценивалось как современниками, так и потомками: ЂЅо€н бо вещий, аще кому хот€ше песнь творити, то растекашетс€ мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакыї.


Ѕ≈—џ

” слав€н слово Ђбесї по€вилось в глубокой древности, ещЄ в праслав€нском €зыке, где существовало пон€тие "bhoi-dho-s", что буквально означает "вызывающий страх и ужас".

ѕод разными именами бесы упоминаютс€ практически во всех мировых религи€х.

¬се бесы - представители низших слоЄв €зыческого пантеона, и некоторые из них даже имеют свои имена: Ђ≈хоран, кн€зь бесовскийї, ЂтЄмный блудный бес —ольцаї, Ђвод€ной бес ярахтаї, Ђбес ≈нахаї и др.

Ќесмотр€ на различные названи€, они неизменно вызывают у людей страх и отвращение, потому что твор€т зло. ” слав€нских народов бесы по-другому именуютс€ Ђнежитьюї, так как обитают в потустороннем мире и даже в зеркале не отражаютс€.

Ѕесы - представители низших слоЄв €зыческого пантеона, и некоторые из них даже имеют свои имена: Ђ≈хоран, кн€зь бесовскийї, ЂтЄмный блудный бес —ольцаї, Ђвод€ной бес ярахтаї, Ђбес ≈нахаї и др. »нтересно, что бесы не имеют собственного облика. ќни могут по€вл€тьс€ перед людьми только под видом какого-либо животного или человека. Ќедаром у русского народа есть пословица: Ђ” нежити своего облика нет, она ходит в личинахї.

ќднако злое начало было присуще бесам не всегда.  огда-то они были прекрасными ангелами и обитали на небесах, но после восстани€ Ћюцифера против —ил —вета некоторые ангелы предали Ѕога и своих лучезарных братьев и перешли на сторону изменника. Ќизвергнутые в наказание с небес, они начали по воле дь€вола творить зло и быстро превратились в уродливых рогатых и покрытых шерстью уродцев. »х прекрасные белые крыль€ стали чЄрными и угловатыми, как крыль€ летучих мышей.

¬о времена, когда бесы были ангелами, они обладали огромными знани€ми, мудростью и могуществом. —тав пособниками тьмы, они начали использовать свои знани€ во зло. „аще всего функции бесов св€заны с причинением мелкого вреда как люд€м, так и всей живой природе. —огласно народной мифологии, они вызывают непогоду, насылают болезни и одержание, ссоры и нечестные поступки, о которых человек потом жалеет. »звестна€ русска€ поговорка "бес попутал" означает постыдный и нелогичный поступок.

—лав€не-€зычники верили, что земл€ в течение всей зимы остаетс€ под властью бесов, и поэтому в древнеслав€нской мифологии бесы считались олицетворением тьмы и холода. явл€€сь шпионами дь€вола и бойцами его нечистого войска, бесы сражаютс€ против —в€той “роицы и небесной армии јрхангела ћихаила.

—лав€не старались поменьше поминать в разговорах об этих существах, но особого страха перед ними не испытывали, а к тем из них, кто живЄт р€дом с людьми (ƒомовой, Ћеший, Ѕанник, ¬азила) относились с осторожностью и уважением. ќднако зла€ сущность бесов, считавшихс€ причиной непри€тностей и ошибок, не допускала каких-либо договоров с ними, а если такое случалось, то это могло принести человеку несчасть€ и смерть. Ќемецкий поэт и философ ».¬. √Єте в своей бессмертной поэме Ђ‘аустї описал трагическую судьбу учЄного, продавшего свою душу бесу ћефистофелю.

ƒревние слав€не, чтобы уберечьс€ от бесовских козней, носили на шее крест или специальный амулет, а любое дело начинали с молитвы.


¬ј«»Ћј

¬азила ( анькач, ’ле́вник, “абу́нник, ¬и́сусник) Ч домашний дух, покровительствующий лошад€м.

¬ слав€нской мифологии некоторые духи природы, в отличие от верховных богов, относ€тс€ к более низкому уровню. ќни св€заны, в основном, с хоз€йственной де€тельностью кресть€н и сопровождают жизнь человека с самого его рождени€ и до смерти.

ƒомовой следит за домом, помогает женщинам вести хоз€йство; банник присматривает за баней, очищает еЄ от злых духов, сохран€ет до весны заготовленные впрок веники; другие духи помогают в образовании семьи, в рождении детей, в сохранении традиций рода, в бытовых вопросах.

ќдним из таких низших слав€нских божков считаетс€ и ¬азила. ќн живЄт на конюшне и ухаживает за хоз€йскими лошадьми. ¬ыгл€дит ¬азила как человек, хот€ голову его украшают конские уши, а из-под нар€дной рубахи торчат конские ноги с копытами. —имволом этого домашнего духа считаетс€ шест, украшенный конской головой.

¬азила любит лошадей, ухаживает за ними, лечит их от болезней, а на выпасе охран€ет от хищников. ” древних слав€н существовал интересный обычай: на месте ночлега дл€ охраны лошадей ставилс€ шест с черепом лошадиной головы, который, как уже упоминалось, считалс€ символом ¬азилы.


Ѕ≈Ћќ¬ќƒ№≈

Ѕеловодье - в русских народных сказках и легендах —трана —вободы и —часть€. јссоциируетс€ с древнеслав€нским раем - »рием. »з легенд о Ѕеловодье к нам пришли образы текущих с неба Ђмолочных рек с кисельными берегамиї, летучих кораблей, сапог-скороходов и мельниц-крупорушек, исполн€ющих любые добрые пожелани€ людей. »нтересно, что в тайной древнеслав€нской рунической письменности за много веков до наших дней существовала особа€ руна, имевша€ название Ђ»рийї, что означало - Ђчиста€ бела€ водаї.

¬озникновение легенды относитс€ к концу XVIII века, а еЄ распространение св€зывают с де€тельностью Ђбегуновї - одной из старообр€дческих общин –оссии. ”же тогда среди кресть€нских ходоков по€вились многочисленные Ђпутеводителиї, в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Ѕеловодье.

  началу 19-го столети€ Ѕеловодье получило конкретный географический образ: так стали называть территорию в долинах алтайских рек Ѕухтарма и  атунь, вода в который, действительно, имеет молочный цвет.

¬ дошедшем до нас древнем Ђ—окровенном сказании о Ѕеловодьеї сообщаетс€: "¬ дивных обител€х там пребывают лучезарные, кроткие, смиренные, долготерпеливые, сострадательные, милосердные и прозорливые ¬еликие ћудрецы - —отрудники ћира ¬ысшего, в котором ƒух Ѕожий живет, как в ’раме —воем. Ёти ¬еликие —в€тые ѕодвижники, соедин€ющиес€ с √осподом, и составл€ют один ƒух с Ќим, неустанно труд€тс€, в поте лица своего, совместно со всеми небесными —ветлыми —илами, на благо и пользу всех народов земли. “ам ÷арство ƒуха „истого, красоты, чудных огней, возвышенных чарующих тайн, радости, света, любви, своего рода поко€ и непостижимых величий... ћного людей отовсюду стрем€тс€ в —трану «аповедную, но за каждые сто лет проникает туда лишь семь позванных, из них шесть возвращаютс€, унос€ с собою сокровенные знани€, развитие новых чувств, си€ние души и сердца,- и только один остаетс€. Ќаход€щиес€ там живут, сколько хот€т и сколько им нужно. ƒл€ них остановлено врем€".

ƒревнерусские кн€зь€ - например, ¬ладимир  расное —олнышко - не раз посылали на поиски Ѕеловодь€ своих волхвов и воинов. ѕо сообщени€м летописей, искал эту таинственную страну и »ван √розный. –усские люди верили, что Ѕеловодье находитс€ далеко на востоке, посреди высочайших горных вершин.

Ќеоднократно посещал Ѕеловодье €кобы великий русский св€той —ергий –адонежский. ќн дал описание первых человеческих жилищ, встреченных им на территории заветной державы. ¬се дома сложены там из камней, рассказывал он по возвращении домой, поскольку в горах почти нет строительного леса. Ёто описание совпадает с географическими характеристиками “ибета, что послужило основой дл€ объединени€ образа Ѕеловодь€ с тибетской духовной державой Ўамбалой.


јЋј“џ–№  јћ≈Ќ№

јлатырь-камень (Ћатырь, Ѕел-√орюч  амень) - в произведени€х древнерусской книжности и в русских заговорах так называлс€ св€щенный камень, Ђ¬сем  амн€м ќтецї. —читаетс€ оберегом –оссийской земли и всех насел€ющих еЄ людей.

јлатырь (иран. Ђal-atarї - букв. Ђбел-горючї), стоит в центре ћира, посреди мор€-океана, на острове Ѕу€не. Ќа камне растЄт ћировое ƒерево и стоит “рон ћирового √осподства.  амень наделЄн целебными и волшебными свойствами. »з-под него на все четыре стороны света текут реки, вода которых излечивает многие болезни. јлатырь охран€ют мудра€ зме€ √арафена и птица √агана.

ѕо преданию, јлатырь-камень по€вилс€ на слав€нской земле 25 тыс€ч лет назад: на волшебной птице √амаюн он был спущен на «емлю в районе јлта€ из небесной страны —варги. —читаетс€, что при помощи этого камн€ Ѕоги общаютс€ с людьми. Ќа јлатыре написаны законы “ворца всего видимого мира - бога —варога.  роме этих законов, камень несЄт в себе обережные знаки, в которых сосредоточены народна€ мудрость и знани€.

ƒревние слав€не верили, что јлатырь оберегает людей от злых духов и болезней, охран€ет семью и несЄт с собой здоровье и благополучие.  ак оберег, јлатырь изображалс€ на посуде, вышивалс€ на одежде. Ќосить символы јлатыр€ могли и мужчины, и женщины, и дети.

¬ древнерусских былинах богатыри приход€т к лежащему на распутье —в€щенному  амню, на котором сделана надпись: Ђѕо первой дороженьке ехать - убиту быть; по другой дороженьке ехать - женату быть; по третьей дороженьке ехать - богату бытьї. “аким образом, человек с помощью јлатырь-камн€ совершал свой жизненный выбор.

¬ древности днЄм јлатыр€ считалось 14 сент€бр€, или »рьев день (»рий - древнеслав€нский рай). »м€ этого камн€ часто встречаетс€ в заговорах, им закрепл€лись словесные формулы, которые сопровождали магические действи€. »мелось в виду, что никому не под силу будет превозмочь такой заговор.

¬о времена средневековь€ Ѕалтийское море называлось Ћатырским, а €нтарь, символ јлатыр€, надел€лс€ свойствами оберега. —ам јлатырь слав€не именовали - ЂЅел-√орюч  аменьї, и он приравнивалс€ к јлтарю, расположенному в центре земли. “ам, посреди океана, на острове Ѕу€не, растЄт ћировое ƒерево, а под ним стоит “рон. Ќа нем восседает прекрасна€ девица, умеюща€ врачевать любые раны, да и сам камень может даровать человеку бессмертие.


«ј√ќ¬ќ– –ј“Ќ» ј

«аговор ратника - магические слова, с которыми древнерусский воин-ратник обращалс€ накануне битвы к слав€нским €зыческим богам Ц —варогу, ѕеруну, –оду, прос€ у них помощи и защиты от врагов.

ѕерун √ромовержец - главное слав€нское божество, олицетвор€вшее собой власть мужчины-воина, защитника народа и каждой слав€нской семьи. »зображалс€ могучим воином с молнией в деснице (правой руке) и рогом со смагой - в левой. ѕерун считалс€ покровителем прежде всего кн€з€ и его дружины. ќн олицетвор€л собой отвагу, доблесть и благородство воина. —леду€ заветам ѕеруна, слав€не никогда не нападали на врага без предупреждени€. “ак, русский кн€зь —в€тослав »горевич перед битвой посылал в стан противника своего ратника с предупреждением: Ђ»ду на вы!ї. Ќападение исподтишка считалось позором.

—лав€нское войско состо€ло обычно их верховой кн€жеской дружины и пешего кресть€нского ополчени€. ƒружина в бою оберегала пешие отр€ды. Ђ—лово о полку »горевеї сообщает, что в битве с половцами кн€зь »горь и его конна€ дружина после окружени€ русский войск половцами могли на лошад€х вырватьс€ из окружени€ и спастись, но кн€зь и дружинники отказались бросить пешее ополчение на произвол судьбы. ќни вместе с ЂчЄрными людьмиї (пешими кресть€нами) сто€ли против врага до тех пор, пока кн€зь был т€жело ранен и не попал в плен. ƒаже угроза позорного дл€ русского воина пленени€ не заставила »гор€ предать своих людей.

¬оенна€ организаци€ наших предков основывалась на железной дисциплине и чЄтком выполнении приказов кн€з€ и воеводы. ¬ каждом слав€нском племени существовали табуны боевых коней и погреба с оружием, которые в мирное врем€ строго охран€лись особыми воинами. ѕроводилась и специальна€ подготовка молодых воинов, и не последнюю роль в ней играли волхвы. ќни обучали дружинников св€щенным заговорам, защищавшим богатыр€ на поле брани, а также тайным способам ведени€ ближнего бо€.

ƒаваемые волхвами знани€ помогали ратникам мобилизовать силы организма и примен€ть в сражении боевую магию, благодар€ которой воин входил в особое состо€ние, позвол€вшее ему сконцентрироватьс€ и более точно наносить удары мечом или копьЄм. ќсобые заговоры помогали также снижать порог болевой чувствительности, а при необходимости даже Ђзамедл€тьї врем€ бо€, чтобы своевременно прин€ть нужное решение.

Ќаши предки-€зычники всегда храбро сражались за свою землю. »х червленые шиты с коловратами перегораживали перед сражением степь, а боевой клич Ђ”ра!ї наводил ужас на многочисленные орды кочевников. —тарики в половецких кочевь€х рассказывали своим внукам, какими т€жкими поражени€ми заканчивались дл€ них столкновени€ с храбрыми русичами, вооруженными обоюдоострыми мечами, копь€ми, топорами и красными щитами.

ѕобаивалась русских воинов даже единственна€ супердержава 10 века - ¬изанти€. ≈Є императоры неоднократно издавали указы, запрещавшие греческим отр€дам принимать бой со слав€нами в лесу, так как искусство ведени€ лесных сражений у русичей было непревзойдЄнным. Ќо и эти указы не спасали византийцев от крупных поражений.

Ђѕовесть временных летї рассказывает, как в 911 году войско кн€з€ ќлега подошло к столице ¬изантии - городу  онстантинополю (÷арьграду). “алантливый стратег и тактик, ќлег приказал поставить боевые ладьи на дерев€нные колЄса и подн€ть паруса. Ѕлагодар€ сильному ветру, слав€нский флот посуху Ђпоплылї к стенам  онстантинопол€, и перепуганные греки немедленно сдались на милость победител€. Ѕоевой щит русского кн€з€ был прибит на воротах греческой столицы в честь этой великой победы.

„астью боевого снар€жени€ слав€нского воина был боевой нож - по€сной или Ђзасапожныйї. »скусству владени€ им молодых ратников обучали волхвы. ѕомимо пр€мого назначени€ боевые ножи использовались и как хорошие обереги. ¬олхвы наносили на оружие и одежду воинов тайные защитные знаки, а также примен€ли особые заговоры дл€ осв€щени€ боевого снар€жени€ и коней.

ƒо нас дошли сообщени€ древних летописей о существовании у слав€н особого узелкового письма (смотри на сайте в разделе Ђ√уманитарийї; стать€ Ђ»з истории письменностиї). Ќит€ми с заговорЄнными узелками волхвы украшали плащи и оружие воинов. ”зелки крепились на сЄдлах коней, на походных сумках ратников, на эфесах мечей. ƒаже в 18 веке российскому императору ѕавлу ѕервому приходилось боротьс€ с Ђбесовскими узламиї на мундирах и оружии солдат –усской армии.

”зелковое письмо у древних слав€н считалось св€щенным. — помощью особым образом зав€зываемых узлов волхвы творили требу самому —варогу, а также –оду, ѕеруну и другим €зыческим богам. ¬ случае угрозы мужчины племени спасали от пожаров и врагов заговорЄнные клубки с узелками, пр€ча их под рубахами, - совсем так же, как в годы ¬еликой ќтечественной войны (1941-1945) красноармейцы выносили из окружени€ спр€танные под гимнастЄрками боевые знамЄна —оветской армии.

ћало кто знает, что у древних слав€н существовал особый обр€д воинского посв€щени€, в процессе которого волхвы обучали молодЄжь принципам ведени€ ближнего бо€ на основе характеристик племенного тотема - медвед€, волка или рыси. “ак, волк живЄт в стае и строго соблюдает еЄ обычаи и законы. ќн тщательно готовит свою атаку на врага и всегда доводит начатый бой до конца. «агнанный в угол, волк сражаетс€ насмерть и плену предпочитает смерть. ¬ бою волк беспощаден и своей уверенностью в победе деморализует врага.

Ёти же принципы волхвы закладывали в систему подготовки молодых воинов. Ќе случайно, в византийских хрониках сообщаетс€ о беспримерной отваге и бесстрашии слав€нских мужчин, окружЄнных греческими отр€дами. ƒаже 14-летние русские подростки вызывали у греков страх своей беспримерной преданностью традици€м отцов и старших братьев. ќбраща€сь с воинским заговором к высшим божествам своей –одины, они без колебани€ предпочитали смерть плену или измене.


ƒ–≈¬Ќ≈—Ћј¬яЌ— »…  јЋ≈Ќƒј–№

ƒревнеслав€нский календарь - это способ летосчислени€, прин€тый на –уси в €зыческий период еЄ развити€.

”чЄные дл€ его восстановлени€ использовали все возможные способы. „асть сведений была почерпнута из средневековых хроник и летописей, где вЄлс€ счЄт годам, где упоминались названи€ мес€цев и дней недели.

ќсобую группу составл€ли старинные тексты, в которых содержались календарные расчЄты.   ним относ€тс€ пасхальные таблицы и Ђ”чение о числахї  ирика Ќовгородца. ћного сведений о годовом календарном цикле слав€н дошло до наших дней и в фольклорных текстах - былинах, сказах, легендах, исторических песн€х и даже сказках.

¬ажной группой источников €вл€ютс€ археологические находки. Ќа керамических издели€х, на дерев€нных идолах, на женских украшени€х древние слав€не оставл€ли метки, указывающие на врем€ изготовлени€ предметов. Ќекоторые сведени€ о древнеслав€нском календаре можно также почерпнуть, изуча€ €зыческие праздники, обычаи и приметы.

Ѕлагодар€ кропотливой работе учЄных, сегодн€ мы знаем, что древнеслав€нский календарь изначально был лунным, то есть течение времени наши предки св€зывали с лунными циклами. ќб этом свидетельствует даже само слово - Ђмес€цї. ќднако с возникновением земледели€ и скотоводства слав€не начали соотносить временные отрезки и с дневным светилом.   движению —олнца прив€зывались также и самые важные праздники древних русичей.

Ћетописные тексты показывают, что годы на –уси считались по Ђлетамї и само это слово переводитс€ на современный €зык как Ђгодї. —равнива€ слав€нское летосчисление с календарными системами других народов, учЄные пришли к выводу, что отсчЄт лет на –уси был прив€зан к какому-то важному дл€ всего слав€нского мира событию. ” древних римл€н, например, таким событием считалось основание –има.

¬ слав€нской истории таких событий было несколько. ¬ Ђ—лове о полку »горевеї упоминаетс€ самое раннее из них - Ђврем€ Ѕусової. ќчевидно, что долгое врем€ слав€нский календарь вЄл отсчЄт лет именно от него. Ђ¬рем€ Ѕусової (4 век н.э.) св€зано с существованием на территории «акарпать€ слав€нской империи –усколани, создателем которой считаетс€ кн€зь Ѕус Ѕело€р.

ѕосле падени€ –усколани под ударами германских племЄн и ухода восточных слав€н на земли современной –усской равнины их летоисчисление было изменено. ¬торым по важности событием, от которого продолжилс€ счЄт времени на новом месте, стало основание  иева кн€зем  ием и его брать€ми - ўеком и ’оривом. », наконец, третьей вехой календарного счЄта считаетс€ объединение северных и южных слав€нских территорий под властью кн€з€ ќлега (9 век). — этого событи€ ведЄтс€ отсчЄт лет в Ђѕовести временных летї.

—лово Ђвекї у слав€н означало Ђпродолжительность жизни человекаї и до сих пор в христианской традиции считаетс€ столетием. ќднако, в фольклорных источниках слово Ђвековухаї примен€лось к женщинам 30-ти лет. »звестно также, что Ђвечные мирыї между €зыческой –усью и ¬изантией в 10 веке заключались на 30 лет. ¬озможно, что до 10-го века не имели строгой продолжительности, а зависели от срока кн€жени€. ѕодобна€ система летосчислени€ свойственна и средневековым скандинавским сагам.

Ќазвани€ дней седьмицы (недели) в древнеслав€нском календаре имели пор€дковое значение:

  • вторник - второй по счЄту день;
  • четверг - четвЄртый;
  • п€тница - п€тый;
  • среда - средний день седьмицы.

¬оскресенье называлось Ђнеделейї, что переводилось как Ђне делайї, то есть указывало на день отдыха, когда повседневный труд был запрещЄн. Ќазвание понедельника подчЄркивало св€зь последнего дн€ седьмицы с еЄ первым днЄм (Ђпосле неделиї). ј слово Ђсубботаї, как считают исследователи, было заимствовано слав€нами из еврейского €зыка и пришло на –усь уже после прин€ти€ христианства.

ѕо некоторым данным, п€тница и воскресенье считались у древних слав€н св€щенными дн€ми. —охранилось даже упоминание о праздновании ими Ђдвенадцати п€тниц в годуї. Ћ.¬. „ерепнин писал: Ђ“рудно с достоверностью сказать, с какого дн€ начиналс€ в ƒревней –уси счЄт дней недели: с воскресень€ ли, заканчива€сь субботой, или же с понедельника по воскресенье. ѕредполагают, что единой системы и не было, что существовали параллельно оба указанных счЄта, причЄм, в житейском обиходе был в ходу первый, а в церковной практике преобладал второйї.

 ак и у многих других народов, дни слав€нского календар€ были посв€щены различным богам. »звестно, что четверг был св€зан с именем ѕеруна, а п€тница посв€щалась ћокоши. Ѕолее подробных сведений до нас не дошло. ѕродолжительность мес€ца, как уже упоминалось, была св€зана с периодом обращени€ Ћуны вокруг «емли, следовательно, составл€ла 28 - 31 день, но более точных сведений также нет.

¬ Ђќстромировом евангелииї (11 век) и в других пам€тниках дохристианской слав€нской литературы сохранились древние названи€ всех двенадцати мес€цев €зыческого года:

  • €нварь - просинец (становитс€ светлее):
  • февраль - сечень (сезон вырубки лесов);
  • март - сухень (начинает подсыхать земл€);
  • апрель - березень (начинает цвести берЄза);
  • май - травень (зеленеет перва€ трава);
  • июнь - изок (кузнечик);
  • июль - червень, серпень (врем€ жатвы урожа€ серпами);
  • август - зарев (красные зори);
  • сент€брь - рюень (ревут быки, гон у копытных);
  • окт€брь - листопад (начинают опадать листь€);
  • но€брь - грудень (груды гр€зи на дорогах);
  • декабрь - студень (начинаютс€ холода).

ќднако, у слав€н, видимо, не существовало единых дл€ всей –уси названий мес€цев года, поэтому в разных источниках можно встретить различные по произношению и значению наименовани€. ѕричЄм, названи€ зимних и летних мес€цев, как правило, везде совпадают, а вот Ђименаї весенних и осенних мес€цев могут различатьс€.

______________________________________________________


»« »—“ќ–»» ѕ–ј«ƒЌќ¬јЌ»я Ќќ¬ќ√ќ √ќƒј Ќј –”—»

______________________________________________________


ѕо мнению учЄных, истори€ Ќового √ода насчитывает почти 25 веков. —читаетс€, что этот красивый обычай зародилс€ в племенах древнейшей индоевропейской цивилизации, котора€ получила государственное оформление в ћесопотамии, на плодородной почве междуречь€ “игра и ≈вфрата. “ам, в 4 тыс€челетии до нашей эры, жители ”ра, ....., ¬авилона впервые начали отмечать приход Ќового года торжественными празднествами.

»сследовани€ индоевропейской культуры показывают, что встреча Ќового года тогда проводилась весной - в день весеннего равноденстви€ (22 марта). ѕо старинному поверью, в этот день —олнце ненадолго встречаетс€ с ћес€цем и заканчиваетс€ долга€ холодна€ зима, которую индоевропейцы, в том числе и праслав€не, провожали блинами и пл€сками. — этого дн€ начинались полевые работы и шЄл отсчЄт нового календарного года.

Ќачало Ќового года в марте отмечали все известные нам цивилизованные народы древнего мира. ѕостановление начинать отсчЄт дней с марта встречаетс€ в «аконах ћоисе€. Ётому правилу следовали и древние римл€не, пока в 46 году до н.э. ёлий ÷езарь не перенЄс начало года на 1-е €нвар€. ќбычай встречать рождение Ќового года весной существовал и во всех слав€нских племенах ≈вропы.

„то касаетс€ наших предков, восточных слав€н, то у них с 10-го века существовали два новолети€: древнее, сохранившеес€ со времен индоевропейского единства (22-е марта), и новое, введЄнное православной церковью в 988 году по аналогии с византийскими обыча€ми (1-е сент€бр€).

ќба новолети€, как считают исследователи, сохран€лись на –уси вплоть до конца 15-го века, и при этом мартовский Ќовый год всЄ ещЄ преобладал. ¬ 1942 году великий кн€зь все€ –уси »оанн ¬асильевич “ретий окончательно утвердил постановление ћосковского православного собора считать 1-е сент€бр€ за начало как церковного, так и гражданского Ќового года.


—ент€брьский Ќовый год по всей –уси встречали чинно и торжественно. ƒл€ придани€ празднеству значимости »оанн “ретий 31 августа €вл€лс€ в  ремль, где каждый человек - бо€рин и простолюдин - могли обратитьс€ к царю за помощью и защитой. ¬от как иностранцы описывали новогодние праздники в ћоскве в 1636 году: "Ќа дворцовом дворе собралось более 20 тыс€ч человек старых и малых. »з церкви, сто€щей с правой стороны у входа на площадь (речь идЄт об ”спенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 св€щенников. ¬се в церковном облачении со множеством образов и с развЄрнутыми старыми книгами. ≈го же ÷арское ¬еличество, со своими государственными сановниками, бо€рами и кн€зь€ми, шел с левой стороны площади. ¬еликий кн€зь с непокрытою головой и ѕатриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. ѕатриарх подал также ¬еликому  н€зю поцеловать крест... «атем в длинной речи он произнЄс благословление ≈го ÷арскому ¬еличеству и всему народу и пожелал всем счасть€ на Ќовый год... Ќарод же, в подтверждение патриарших новогодних пожеланий, громко кричал: "јминь!" —ирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с подн€тыми вверх прошени€ми, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам ¬еликого  н€з€, прос€ у него милости, защиты и заступы. ѕрошени€ относились в царские покоиї.

ѕоследний раз сент€брьский Ќовый год в –оссии праздновалс€ в 1699 году. “оржества были организованы воеводой Ўеиным и собрали множество народа. ÷арь ѕЄтр ѕервый вышел к простолюдинам и одаривал ближайших €блоками, называ€ всех брать€ми. » каждый заздравный кубок сопровождалс€ холостыми выстрелами из 25 орудий.

¬ €нваре 1800 года ”казом ѕетра в стране было введено празднование Ќового года 1-го €нвар€. ƒл€ оповещени€ новшества 15-го €нвар€ на  расной площади столицы раздалс€ громкий барабанный бой. “олпы народа хлынули к  ремлю. «десь был построен высокий помост, с которого царский дь€к громко прочитал ”каз, согласно которому царь ѕЄтр јлексеевич повелел "впредь лета счисл€ти в приказах и во всех делах и крепост€х писать с 1 генвар€ от –ождества ’ристова".

ѕроведение реформы началось с запрета праздновать Ќовый год в сент€бре. ƒалее ѕЄтр потребовал:

  • "ѕо большим проезжим улицам, и знатным люд€м и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. ј люд€м скудным (т.е. бедным) хот€ по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить.
  • » чтоб то поспело будущего генвар€ к 1-му числу 1700 сего года. ј сто€ть тому украшению генвар€ по 7-е число того же года. ƒа генвар€ ж в 1-й день, в знак весели€, друг друга поздравл€ти с Ќовым √одом и столетним веком, и учинить сие, когда на Ѕольшой  расной площади огненные потехи начнутс€, и стрельба будет, и по знатным домам бо€рским и окольничьим, и думным знатным люд€м, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым люд€м коемуждо на своЄм дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружь€ учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случитс€.
  • ј по улицам большим, где пристойно, генвар€ с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. ј где мелкие дворы, собравшись по п€ти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смол€ные и худые бочки, наполн€€ соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшени€м по их усмотрению быть же".

ѕервого €нвар€ 1700 года ѕЄтр ѕервый сам запустил первую ракету праздничного фейерверка, котора€ огненной змейкой взвилась в воздух, возвестив народу начало Ќового года.

ќпубликовано 19.06.2015 г. 
_CACHE_USE_GROUPS" => "Y", "MENU_CACHE_GET_VARS" => array( ), "MAX_LEVEL" => "1", "CHILD_MENU_TYPE" => "second", "USE_EXT" => "Y", "DELAY" => "N", "ALLOW_MULTI_SELECT" => "N" ), false );?>
lavars xxxleap.com hot condom fc2-ppv-1013835 avgle.mobi еЛХзФї гГЮгВєгВњгГЩ sex videos school fuckvidstube.com www.tamilrockers.tv sdmu-728 freejavporn.mobi snis-205 futa milk hentai-pics.info hentai medusa
Ў≥ўГЎ≥ЎІўЕўЗЎІЎ™ўЕЎ™Ў±ЎђўЕ 3gpkings.pro ЎІўБўДЎІўЕ Ў≥ўГЎ≥ ўЖўКўГ ўЕЎµЎ±ўК ўЖўКўГ ўБўЙ ўГЎ≥ arabtnt.com ЎµўИЎ± ЎІЎђўЕўД ўГЎ≥ ЎІЎђўЕЎѓ ЎІўБўДЎІўЕ ЎІўДЎ≥ўГЎ≥ arab-porn.net Ў≥ўГЎ≥ ЎІўЕўЗЎІЎ™ Ў≠ўВўКўВўК kritimaza desipornscandals.com vidoes xxx.com doujin yaoi hentai24x7.com star butterfly hentai comic
clipage com freepornmoviestubex.com daughter in law sex video cl-orz hentaibro.com terujirou Ў≥ўГЎ≥ ЎІўКЎЈЎІўДўК ўВЎѓўКўЕ hdxxxvideo.mobi Ў®ўЖЎ™ ўЕЎµЎ±ўКЎ© Ў®Ў™Ў™ўЖЎІўГ и¶ЛгБЪзЯ•гВЙгБЪгБЃгБКгБШгБХгВУгБЯгБ°гБЃжђ≤жЬЫгВТе∞ПгБХгБ™е∞ПгБХгБ™иЇЂдљУгБІеПЧгБСж≠ҐгВБгВЛгАВгБДгБЯгБЪгВЙжЄ©ж≥ЙжЧЕи°МгАВзФЯгБЊгВМгБ¶гБѓгБШгВБгБ¶гБЃжТЃељ± гБЫгБ™гБ°гВГгВУ javunsensored.net fc2-ppv-762165 garls sex com fuckindianclips.com hottest indian mms