ФЭНТЕЗИ

В середине XX века зарубежная традиционная научная фантастика выродилась в развлекательный жанр «космической оперы», который вскоре получил ещё одно название – фэнтези. Новое поколение авторов научной фантастики постепенно разочаровалось в предвосхищении прогресса. Все чаще в произведениях научной НФ публикуются антиутопии-предупреждения и социальная сатира. Психологические и социальные драмы лежат в основе фантастики писателей третьей четверти XX в - Рэя Брэдбери, Фрэнка Герберта, Филипа К. Дика, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна.

Разочарование в прогрессе и науке дало толчок к зарождению «литературы побега» - фантастики, не связанной с реальностью. Вторая половина XX в. переживает бум фэнтези. Вслед за Говардом и Толкином появляется множество писателей, чье творчество основано на мифологии, мистике, средневековой романтике. Это - Урсула Ле Гуин, Роджер Желязны, Пол Андерсон, Майкл Муркок и др.

ФЭНТЕЗИ - (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на оформление современного облика фэнтези оказал английский писатель, поэт, филолог, профессор Оксфордского университета - Джон Рональд Руэл Толкин (1892-1973). Сегодня он известен как автор классических произведений «высокого фэнтези» - «Хоббит, или Туда и обратно», «Сильмариллион» и «Властелин колец».

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческие романы, действие которых происходят в вымышленном мире, где герои в поисках приключений сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Но, в отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить жизнь с точки зрения науки.

Мир фэнтези существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ - драконов, эльфов, гномов, троллей, привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Фэнтези — это, помимо литературы, также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр и музыки. Сильное влияние на него оказали средневековый эпос и рыцарские романы. Артурианские легенды с их магией и романтикой лежат в основе большинства произведений европейского фэнтези.

В России предтечей этого жанра можно считать литературные опусы российского офицера, картографа, археолога, а также поэта и писателя Александра Фомича Вельтмана (1800-1870) - «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Святославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845). В Белоруссии основоположником жанра является выдающийся поэт и собиратель народного фольклора Ян Борщевский (1790-1851) с книгой «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях» (1844).

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе можно назвать роман «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954—1955 годах. Сегодня произведения в жанре фэнтези приобрели огромную популярность, и на данный момент в жанре фэнтези работают тысячи писателей, художников и музыкантов.

ЖАНРЫ ФЭНТЕЗИ

Современное искусство фэнтези развивается по нескольким жанровым направлениям, среди которых можно выделить главные:

· героическое фэнтези;

· эпическое фэнтези;

· техно-фэнтези;

· историческое фэнтези;

· юмористическое и пародийное фэнтези;

· игровое фэнтези;

· тёмное фэнтези;

· музыкальное фэнтези;

· космическое фэнтези;

· славянское фэнтези.

Героическое фэнтези – появилось первым и характеризуется образами «меча и магии». Сюжет произведений этого жанра обычно связан с поисками какого-то волшебного предмета, места, человека или тайного знания. Главным героем является сильный и опытный воин, одинокий борец со злом. Он может быть как благородным рыцарем, так и разбойником, вором, пиратом или просто неприкаянным бродягой. Он путешествует по свету в поисках удачи или сражается с демонами, драконами и потусторонними призраками, спасая невинно пострадавших людей. Обычно объём героического фэнтези невелик – рассказ или небольшая повесть. Наиболее известными произведениями этого жанра являются «Час Дракона» и «Конан из Киммерии» Р. Говарда, «Волкодав» М. Семёновой.

Эпическое фэнтези - это масштабное произведение с несколькими главными героями и описанием крупных событий, затрагивающих жизнь всего народа. Воинам и светлым магам здесь противостоят все силы зла. В сюжет произведения вплетаются сверхъестественные существа, а главной темой, как правило, является квест, то есть миссия, возложенная свыше на ведущего героя, которому помогают его преданные друзья и ученики. События в эпических романах фэнтези разворачиваются на фоне масштабных войн, непримиримых конфликтов, трагической гибели благородных воинов. Обычно квестом ведущего героя является спасение волшебного королевства, его королевской династии или всего мира. Первым произведением и классикой эпического фэнтези считается «Властелин колец» Толкина. Представитель российского эпического фэнтези Ю.Никитин известен своими романами «Трое из лесу» и «Гиперборея».

Техно-фэнтези. В произведениях техно-фэнтези сосуществуют магия и высокие технологии. Это могут быть и скрытое существование мифических существ в современном мире, и противостояние эльфов и паровых машин гоблинов в Средиземье, или всё та же классическая Вселенная «Властелина колец», но достигшая в развитии технологий «постиндустриального» периода. Наиболее известными авторами техно-фэнтези считаются – К.Бейкер («Наковальня мира»), Т.Эджертон («Ожерелье королевы»), Н.Перумов и С.Лукьяненко («Не время для драконов»).


Тёмное фэнтези – жанр, объединивший в себе элементы средневековой готики и фэнтези. Но если готические романы описывают мистические события в мире обыкновенных людей, то герои произведений тёмного фэнтези попадают в мир фантастический, никак не связанный с обыденной жизнью. Здесь действуют колдуны и маги, некроманты и вампиры. Классическим примером литературы в жанре тёмного фэнтези является цикл романов под общим названием «Чёрный отряд» американского писателя Глена Кука.



Историческое фэнтезитесно связано с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом и разворачивается на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра.


Юмористическое и пародийное фэнтезинапоминает жанр антиутопии. Только в книгах, фильмах или живописных картинах высмеиваются и пародируются не утопические произведения Т.Мора, Т. Кампанеллы, а персонажи и сюжеты произведений фэнтези. Названия пародий легко узнаваемы - это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный псевдоним. Яркий пример — «Звирьмариллион» С. О. Рокдевятого (на книгу Толкина «Сильмариллион»).


Untitled-8 Копировать.jpgИгровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми, и действие его происходит во Вселенной, созданной редакторами для настольных и компьютерных игр. Произведения игрового фэнтези могут иметь любые признаки других жанров, но главной особенностью является концентрация внимания на квесте группы героев, стилизованной под партию из ролевых игр. В таких произведениях действуют законы и правила, прописанные для сеттинга — например, в части применения волшебниками заклинаний. Среди самых заметных произведений этого рода — цикл Dragonlance Трейси Хикмена и Маргарет Уэйс, а также романы Роберта Сальваторе.

Музыкальное фэнтези. К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих фолк или металл. Существует ряд фэнтезийных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвященными литературным произведениям (в большинстве случаев - книгам Толкина).

Группы Rhapsody и Bal-Sagoth издают серии концептуальных альбомов, тематика которых основывается на сюжетах книг Р. Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Группа «Эпидемия» также создала концептуальный сюжетный альбом – «Эльфийская Рукопись». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как Avantasia.

Несомненно, ярчайшим представителем фентезийного жанра в России, а последнее время и в Европе, является панк-рок-группа «Король и Шут». Большинство их песен построены на фэнтезийных сюжетах, основой для которых зачастую являются народные сказки и предания.

Космическое фэнтези. Жанр космического фэнтези возник совсем недавно. Он иллюстрирует достижения земной науки в изучении и освоении Космоса и одновременно передаёт пессимизм и сомнения молодых землян в возможность создания на планете бесконфликтного и экономически развитого общественного устройства. Космические войны и столкновения миров, нашествие бездуховных космических рас и борьба с ними земного человечества, устрашающие образы инопланетян и персонажи игрового фэнтези в открытом Космосе – таковы основные сюжетные линии произведений этого молодого жанра.

Предшественником космического фэнтези в Европе можно считать Герберта Уэллса с его бессмертными романами – «Машина времени» (1895), «Война миров»(1898), «Первые люди на Луне» (1901),»Мир освобождённый» (1914), «Облик грядущего» (1933). Российские писатели продолжили развитие космической фантастики. Роман А.Н. Толстого «Аэлита» (1923) и его одноимённая переработка в повесть для юношества (1937) также способствовали возникновению отстранённой от земных проблем полусказочной «космической оперы».

Во второй половине ХХ столетия жанр космического фэнтези проник в кинематограф, где были созданы интересные ленты, ставшие классикой фэнтезийного кинематографа – культовая фантастическая сага Джорджа Лукаса «Звёздные войны» (6 фильмов, 1970-е), картина Джона Мактирнана «Хищник» (1987) с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли и фантастический боевик американского режиссёра Барри Зонненфельда «Люди в чёрном». В настоящее время жанр фэнтези продолжает успешно развиваться как в отечественном, так и в зарубежном кинематографе.

Славянское фэнтези. Особняком в ряду перечисленных европейских жанров фантастических комиксов стоит Славянское фэнтези, окончательно сформировавшееся на рубеже ХХ - ХХ1 веков. Оно появилось в противовес западным жанрам фэнтези, основанным на кельтских и скандинавских традициях. Тематическое содержание славянского фэнтези – русские, украинские и белорусские былины, легенды, сказки, а также альтернативная история России. Используя опыт А.Ф. Вельтмана и наработки европейских авторов, российские писатели, художники и музыканты создали самобытную фэнтезийную культуру, лучшие образцы которой вошли в фонд всемирного искусства. Основоположниками современного славянского фэнтези считаются Юрий Никитин (серия романов «Трое из леса» и «Гиперборея») и Мария Семёнова (цикл «Волкодав»).

В МИРЕ ФЭЕНТЕЗИ-АРТ

Мотивы фэнтези использовались в русском изобразительном искусстве задолго до появления фэнтезийных жанров в живописи Европы и Америки. В качестве примеров можно привести работы известных русских художников – Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля. Зарождение и развитие литературного жанра фэнтези оказало влияние на творчество художников и способствовало окончательному формированию нового жанра изобразительного искусства – фэнтези-арт.

Развитие фэн-живописи шло параллельно с публикациями авторских романов фэнтези, поскольку основная масса художников рисовала иллюстрации к этим романам и занималась оформлением их обложек. Параллельно оформители иллюстрировали серии компьютерных игр фэнтези и создавали коллекционные игровые карты, комиксы и анимационные фильмы. Сегодня широко известны такие фэнтезийные художники, как Борис Валледжо, Джулия Белл, Луис Ройо, Фрэнк Фразетта. Иллюстрациями к Толкину и коллекционными календарями по нему прославились братья Тим и Грег Хильдебрандты, Алан Ли, Джон Хоу, Тэд Насмит.

Картинки и рисунки европейского и американского фэнтези в большинстве своём отличаются мрачным чёрно-коричнево-красным колоритом, на фоне которого сражаются с драконами и монстрами одинокие герои. Многие иллюстрации вызывают тяжёлое чувство обречённости …. Психология страха и пессимизма …. Языки пламени… Искажённые ужасом или ненавистью лица людей и звериный оскал фэнтезийных мутантов, стремящихся уничтожить мир. Таковы основные мотивы зарубежного фэнтези-арт.

Европейские и американские картинки фэнтези характеризуются также изображением обнажённой натуры и эротическими сценами. Причём, женские и мужские фигуры даются однотипно, подчёркивается не красота человеческого тела, а сексуальные признаки героев, что типично для всего западного искусства, как изобразительного, так и литературного. Жанровой особенностью является использование художниками небольших форматов изображения: иллюстрация, офорт, рисунок, картинка, компьютерные обои.

Но наиболее типичной особенностью зарубежного изобразительного фэнтези является его тесная связь с книжной продукцией. Сюжеты фэнтези-арт здесь, за редким исключением, заимствованы из соответствующих комиксов, рассказов и повестей, а фольклорные мотивы ограничены античной мифологией и рыцарскими сценами средневековой Европы. Наиболее интересны картинки, изображающие сцены из жизни рыцарей Круглого Стола при дворе британского короля Артура.


В отличие от европейского фэнтези, российские художники, работающие в этом жанре, чаще всего используют сюжеты славянского фольклора, искрящиеся светлым юмором, наполненные оптимизмом, верой в победу добра, счастья, любви. Некоторые из авторов обращаются к альтернативной истории своих стран, пытаются представить истоки родного государства, объяснить его национальные особенности.

В России жанр фэнтези вышел за рамки небольшого рисунка или картинки-иллюстрации. Появились живописные полотна со сложными и интересными сюжетами. Русское фэнтези-арт стало самостоятельным видом творчества. Такие художники, как В. Иванов, В.Корольков, И. Ожиганов, Б. Ольшанский создают чудесные красочные полотна на сюжеты из альтернативной древней истории, с большой фантазией передавая своё представление о подвигах русских богов и героев.

И. ОЖИГАНОВ. ВЫЕЗД СВАРОГА.

РАСЫ ФЭНТЕЗИ

Мир фэнтези населён как обычными земными людьми, так и фантастическими существами, героями древних народных легенд и сказаний. Их общее название – расы. В повестях и романах фэнтези насчитывается около двух десятков рас. Среди них можно назвать Орок (или Гоблинов), Фей, Гномов, Эльфов, Затронутых Планами и ещё множество других таинственных жителей этого сказочного мира.

Самой распространённой расой здесь считаются Земные Люди. В среднем они живут 70 лет и достигают роста 180 сантиметров. Они более общительны и доброжелательны по сравнению с другими жителями Сказочного Королевства. Терпимость людей к представителям других рас поставила их в привилегированное положение. Они часто правят великими империями, среди них много героев и освободителей, с ними считаются все остальные персонажи фэнтези. В отличие от дварфов и эльфов, у людей не существуют так называемые «подрасы»: представители всех человеческих рас и наций легко скрещиваются между собой и дают здоровое потомство.

Рядом с Земными Людьми в мире фэнтези существует раса Небесных Людей, имя которым – Аазимары. Эти удивительные существа произошли в самом начале времён от браков Высших Божеств и Земных Людей. Ангелы, титаны и подобные им Бессмертные, спустившись однажды на Землю, были поражены красотой смертных женщин. Они брали «дочерей человеческих» в жёны, и в результате этих союзов появились прекрасные полубоги-полулюди – Аазимары.

Их серебристая или изумрудная кожа местами покрыта мягкими светлыми перьями, а золотистые глаза светятся в ночи ярко-жёлтыми звёздами.

Аазимары обладали мощным энергетическим потенциалом своих небесных предков и внешностью человека. Как и люди, они живут не более 100 лет и имеют те же возрастные категории. Но в отношениях с человеком они сдержанны и подозрительны. Даже выросшие в человеческой семье Аазимары стремятся как можно скорее покинуть дом своих приёмных родителей. Многие из них любят музыку и поэзию и становятся бродячими бардами. Другие уходят в глубинные дикие места Сказочного Королевства, где добровольно выполняют обязанности друидов, рейнджеров или паладинов.

Аазимары – одинокие странники среди остальных рас мира фэнтези. Ни люди, ни другие расы не принимают их в свои ряды из-за необычного внешнего вида и невероятной физической силы. По рождению Аазимары – последователи Света, Любви и Добра. Везде и всюду они стремятся помогать страждущим. Но постоянные насмешки и недоверие окружающих рас могут толкнуть Аазимара и на путь зла, и тогда он становится грозным врагом всех, кто признаёт Закон и повинуется правилам СказочногоКоролевства.

Дворфами (или дварфами) в фэнтези называется низкорослый угрюмый народец, рост представителей которого не превышает 120-130 сантиметров. Дворфы живут примерно по 300-350 лет. У них румяные щёки, тёмные глаза и чёрные волосы. И вообще, чёрный цвет является их национальной особенностью. Все дворфы с удовольствием трудятся, предпочитая труд физический, тяжёлый, связанный с землёй и её недрами. Все они боятся моря и воды вообще. Их главная любовь отдана драгоценным металлам и камням. Золото, самоцветы (особенно алмазы) – это их страсть.

Дворфы настороженно относятся к другим расам Сказочного Королевства, не очень любят эльфов, а некоторые другие расы просто ненавидят. Коренастые, малоподвижные тела дворфов не позволяют им ездить на крупных копытных, например, лошадях. Но пони для них – подходящий транспорт, и поэтому в государстве дворфов пасутся табуны этих маленьких выносливых лошадок.

Увлечением дворфов являются многочисленные виды боевых искусств. В войнах и стычках с соседними расами воины дворфов выделяются силой, выносливостью, преданностью вождям. Среди них много бойцов, а также воров, но встречаются и священники. Магия в стране дворфов не приветствуется, поэтому магов и колдунов очень мало. Другое дело – инженерное искусство. Здесь дворфы – на высоте.

Как любое Сказочное Королевство, мир фэнтези населён гномами. Они намного ниже дворфов и, как правило, имеют длинные с горбинкой носы. Их кожа смуглая, часто просто коричневая, а волосы – белые. Живут, как и дворфы, до 350 лет. Гномы предпочитают строить свои подземные жилища в местах пересечённых, среди скалистых холмов, густо заросших лесом и малонаселённых людьми. Довольно слабое телосложение сделало их недоверчивыми к большим расам — людям и эльфам, хотя особой вражды они к ним не испытывают.

Все гномы хитры и скрытны с теми, кого не знают или кому не доверяют, и до некоторой степени остаются такими даже в самых лучших обстоятельствах. Живя в шахтах и норах, они благожелательно относятся к дворфам, хотя и считают антипатию своих родственников к обитателям земной поверхности глупой. В отличие от дворфов, гномы увлекаются магией и любят подшутить над запоздалыми путниками, бредущими по горной тропинке. То дерево встанет на их пути и, уставившись на прохожего, хлопает широко открытыми глазами; то самородок блеснёт за поворотом, а когда обрадованный человек подбежит ближе, на месте самоцвета – лишь груда щебня.

Как и все жители сказочного мира, гномы участвуют в межрасовых битвах и потасовках, но очень осторожно, без излишнего героизма, хотя за военные успехи их могут наградить и прославить. В бою маленькие юркие гномы легко уворачиваются от человека, но стараются не причинять ему больших неприятностей – побаиваются.

Главным пристрастием всех гномов являются драгоценные камни и любые драгоценности вообще. По качеству обработки золота, серебра, самоцветов нет среди жителей Сказочного Королевства лучших мастеров. Основная масса гномов – это трудяги, уважающие честность и благородство, но встречаются среди них и задиры, и обманщики, и воры.

Эльфы. Кто из нас не знает этих изящных и прекрасных существ! Но наши представления о маленьком воздушном крылатом народце не совпадают с реальными эльфами из мира фэнтези. Здесь эльфы – крупные и сильные существа, ростом лишь немного ниже человека, хотя черты их лиц действительно прекрасны, а движения исполнены грацией. Мелодичен и приятен голос этих обитателей всех стихий Сказочного Королевства - земли и воды, воздуха и космоса. Они живут намного дольше дворфов и гномов – до 1200 лет и более, но затем начинают испытывать усталость от физического мира и добровольно уходят в неведомое пространство Мира Тонкого. В Сказочном Королевстве существуют 12 основных эльфийских подрас:

· Высшие эльфы (Светлые, Небесные)

· Серые эльфы (Сумеречные)

· Лесные эльфы (Зелёные, или Древесные)

· Крылатые эльфы (Авариэль)

· Лунные эльфы (Ночные, Серебряные, или Калдореи – Дети Звёзд)

· Водные эльфы (Морские)

· Солнечные эльфы (Золотые)

· Дикие эльфы (Бурые)

· Кровавые эльфы

· Полуэльфы

· Дроу (Тёмные, или Чёрные эльфы.

Высшие эльфы. «Они были в Начале - бессмертные и любимые богами. Лучи Небес льются из их глаз, а золотистые волосы ниспадают на божественно белую кожу, подчеркивая, что они созданы из чистого Света. Им чужда суета повседневного людского мира, они, как и любой Бессмертный, выше всего этого. Рассуждения о смысле жизни и прочие высокие думы часто волнуют их разум, обеспечивая их меланхоличным характером, навеянным многолетним пребыванием на земле…» Это - древнейшие предки, от которых произошли все остальные эльфы. Кто-то поговаривает, что они пришельцы из других Галактик, кто-то - что они спустились с небес в огромном сверкающем замке, кто-то - что они дети магии… Ныне это - самая гордая и высокомерная раса из всех рас, населяющих мир фэнтези. Они живут в скрытых от чужих глаз горных долинах или в священных магических лесах и редко общаются с внешним миром

Высшие эльфы служат делу добра, но вмешаются в ход истории лишь тогда, когда "низшим" расам угрожает великое зло. Они не признают кровосмешения, полуэльфы для них - мутанты, недостойные их общества. Иногда Высшие Эльфы используют гоблинов, полуэльфов и других существ в качестве рабов. Настоящая эльфийская аристократия.

У Светлых эльфов особый склад ума, что позволяет им становиться могущественнейшими волшебниками и искусными мастерами. Почти любая вещь, созданная их руками, становится сильным терафимом. Высшие Эльфы более высокие, чем другие эльфы, их волосы обычно варьируются от белого до золотого или медного цвета, а глаза - зелёные, словно изумруды. В одежде предпочитают светлые тона. Во время боя носят сверкающие кольчуги и высокие крылатые шлемы.

Серые Эльфы более общительны и более терпимы к остальным расам, из-за чего и отделились от своих непримиримых братьев – Высших Эльфов. Они нейтральны к мирским проблемам и в случае возникновения конфликта, скорее всего, воздержатся от каких-либо конфронтаций.

Иногда им присуще даже некоторое безразличие. Тем не менее, добро ближе им, чем зло. Ни черные, ни белые – серые. Серые схожи внешне с Высшими, однако, темные волосы и глаза у них - не такая уж редкость. В одежде предпочитают пастельные цвета.


Лесные Эльфы. В давние времена эта раса возникла от смешения Земных Людей и Высших Эльфов. Близкие к своим сказочным сородичам, они не такие надменные и более терпимы к остальным расам Сказочного Королевства. Обитают в вечнозелёных лесах, любят цветы и растения вообще.

Основная черта - умеренная строгость, смешанная с неким юношеским задором. Они славятся своим метким глазом и любовью к охоте. Это о них чаще всего складывались легенды, их изображали на картинках в детских журналах. Лесных эльфов можно назвать классическим образцом всего эльфийского сообщества.

Внешний вид Лесных Эльфов типичен для их расы: светлые волосы, заостренные кончики ушей, однако у всех цвет глаз - зеленый. В одежде также предпочитают зеленый цвет, который хорошо маскирует их в лесу среди зеленой листвы. Они и поныне остаются непревзойденными лучниками и мастерами лесной маскировки. Каждый путник знает, что если он вошел в эльфийский лес и рядом с ним в землю воткнулась стрела, это - предупреждение, и сделай он еще хоть шаг вперед, следующая стрела будет пущена в него.

Однако Лесные Эльфы могут и не раскрывать людям своего присутствия. И уж будьте уверены: если они сами этого не захотят, вы их не увидите. Лесные Эльфы живут в густой листве деревьев, создавая там небольшие уютные поселения. Они предпочитают простую, гармонирующую с природой жизнь. Их музыка – шелест ветра в листьях, вой волков и крики птиц.

Крылатые Эльфы. У них мягкие перистые крылья, достигающие в размахе 3,5 – 5 метров. Обычно они белые, но могут быть окрашены в более яркие тона, вплоть до чёрного. Кожа этих существ бела, как фарфор, изредка - с оттенком серебра или лазури. Такого же цвета густые волнистые волосы. Свободная ниспадающая одежда колеблется и развевается на ветру во время полёта. Авариэли любят общество гигантских орлов и часто селятся рядом с ними.

Крылатых эльфов отличают большие и очень выразительные глаза, искрящиеся сине-зелёным или фиолетовым светом. Изящные руки несколько не гармонируют с угловатыми чертами лица, но тем не менее, крылатые эльфы – самая красивая и поразительная их эльфийских рас. И с каждым годом всё реже можно встретить в лесных кущах этих чудесных существ. Они малочисленны и стремятся вести затворнический образ жизни. Авариэль – свободный дух, стремящийся просто взмыть в восходящих потоках воздуха высоко над землей и наслаждаться её видом.

Крылатые эльфы имеют уникальную модель общества: оно разделено на две группы – воинственных бойцов и мирных мыслителей и религиозных ученых. Эти две социальные группы, хоть и противопоставлены столь же диаметрально, как и их философии, могут работать вместе, образуя мощный симбиоз. Вожди воинов и философов совместно управляют обществом, дополняя друг друга в этом нелёгком труде.

Воинственные авариэль – истинные защитники своих семей. Они занимаются войной и поддерживают культ осознанной и ответственной силы. К людям, которых авариэли испыталина чистоту и преданность, они относятся по-братски, но врагов не прощают.

Мирные авариэль, в отличие от своих воинственных соплеменников, сосредотачиваются главным образом на интеллектуальных аспектах жизни. В конфликте они полагаются на свои умственные и дипломатические способности, и часто на свою магическую силу. Мирные авариэли – художники, философы и исследователи, проводящие свою жизнь, изучая мир, много путешествуя и занимаясь при этом философией. Многие мирные авариэль очень религиозны и проповедуют культ Крылатой Матери.

Хотя авариэли-воины ценят магию и уважают ее силу, члены мирной субкультуры – истинные владыки Древнего Знания. Они в совершенстве владеют законами белой магии и никогда не используют её во зло.

Дроу . Это могущественная и высокомерная тёмнокожая раса. Дроу – стройные существа ростом до 170 сантиметров, их кожа имеет обсидианово-чёрный цвет, а глаза – красные. В сочетании с белыми волосами внешний вид дроу весьма необычен. Как и все эльфы, Дроу имеют заострённые уши и угловатые черты лица. Продолжительность их жизни – до 700 лет.

Инфравидение – одна из особенностей этой эльфийской расы. Способность видеть ночью в инфракрасном свете сближает тёмных эльфов с древними пресмыкающимися, а также с летучими мышами. Другой их особенностью является способность к левитации - полёту без крыльев.

Все Дроу в той или иной мере владеют чёрной магией, но под влиянием солнечных лучей теряют эту способность. Не удивительно, что они ведут ночной образ жизни. Их жилища находятся в Подземельях Сказочного Королевства – в многочисленных тоннелях и пещерах. Здесь ими возведены густонаселённые подземные города, куда они заманивают неосторожных путешественников.

В условиях полного отсутствия солнечного света, основной пищей жителей Подземья являются грибы, мхи, лишайники, а также рыба из подземных озер. Руками своих рабов дроу разводят рофов - подземных животных, похожих на коров, чьё мясо весьма питательно. В качестве ездовых животных тёмные эльфы используют обитающих в подземельях ящеров. Те из тёмных эльфов, кто поклоняется богине Ллос, держат в домах крупных пауков, которые считаются священными символами этой богини.

Народ Дроу печально известен своей жестокостью, вероломством и междоусобными войнами. Люди и эльфы с поверхности земли боятся и ненавидят Дроу, преследуя даже тех из них, кто порвал со злом. У Дроу существует свой язык, являющийся одним из диалектов эльфийского. В их обществе царит матриархат. Аристократия с презрением относится к рядовым Дроу и поддерживает строгую иерархию Великих Домов. В непрерывной борьбе за власть и богатство эти кланы не гнушаются никакими методами.

Дроу враждуют практически со всеми народами Поверхности. Тёмные эльфы ненавидят все расы Сказочного Королевства, приписывают им враждебные замыслы, и в особенности - своим историческим врагам, светлым Эльфам. Дроу нередко совершают по ночам короткие вылазки на Поверхность, убивая и захватывая рабов. Большинство Дроу исповедует кровавый культ паучьей богини Ллос.

Морские Эльфы (Водные). Морские эльфы избрали для жизни недоступные для людей воды морей и океанов. Обитают они и в пресноводных источниках – реках, озёрах. Морские Эльфы редко показываются людям на глаза, а если и показываются, то в образе дельфинов. Пресноводные же стараются не показываться вовсе. Сказки про русалок - это все о них.

Водные Эльфы способны дышать обычным воздухом, но не могут находиться вне воды дольше двух суток. Они не носят одежды, так как им чуждо чувство стыда, и одеваются в фантастические одеяния только тогда, когда выходят на сушу, и лишь для того, чтобы не слишком выделяться среди людей.

Эти водные существа обладают способностью к мимикрии и в воде могут быть невидимыми для обычного зрения. Для ориентирования под водой используют как зрение (инфракрасное, как и у всех эльфов), так и эхолокацию, подобно дельфинам. У морских эльфов синеватая кожа, зеленоватые волосы больше похожие на водоросли. Некоторые подрасы на шее имеются жабры.

Дикие Эльфы называются дикими не только потому, что живут в непроходимых джунглях (Бурые) или глухой заснеженной местности (Снежные), вдали от цивилизации, но и потому, что ведут общинно-племенной образ жизни. Отдельные их роды при необходимости объединяются в племена, но это – только в момент острой опасности. Вообще же они очень свободолюбивы и не признают над собой чьей-либо власти.

Их роды управляются старейшинами – наиболее опытными и заслуженными членами сообщества. У Диких Эльфов нет нужды в твердой власти и подчинении ей. Возможно, одно из первобытных племён, ныне живущих в джунглях Амазонки, - это потомки Диких Эльфов.

Кровавые Эльфы (Синдореи)- физически идентичны Высшим Эльфам. Все Кровавые эльфы, независимо от класса, статуса или происхождения, увлекаются магией, и все имеют некоторую потребность в ней. Чтобы получать энергию для занятий магией, Кровавые эльфы научились перекачивать в себя энергию демонов. Поэтому их глаза светятся зелёным огнём демонов. Хотя они ненавидят демонов, которые разрушили их родину, они берегут их как ресурс для энергетической подпитки.

В отличие от других эльфов, кожа Синдореев имеет розовый, либо бледно-смуглый цвет, похожий на цвет кожи людей. Уши короче, чем у других эльфов и направлены вверх. Одежда имеет много красных тонов, символизируя их название. Цвет волос варьируется от чёрного до красных и светлых оттенков. Для того чтобы быстро перемещаться по миру, раса Кровавых эльфов используют волшебных животных Хаукстрайдеров, внешне напоминающих страусов.

Лунные Эльфы.

Лунные Эльфы – самая обычная и наиболее распространённая эльфийская подраса. Они имеют светлую с голубоватым оттенком кожу и серебряно-белые, черные или синие волосы. Прекрасны их сине-зеленые, с золотыми пятнышками, глаза. Деревенского типа одежда состоит из простых деталей, но изготовлена очень изящно и украшена разноцветными бусинками. Распущенные волосы переплетены бисером или завязаны в «конский хвост». Внешний вид Лунных Эльфов очень схож с человеческим, поэтому их часто принимают за Земных Людей.

Из всех эльфийских подрас эти обитатели лесов наиболее терпимы к другим жителям Сказочного Королевства. Но их открытость и готовность принимать новых идеи расценивается другими эльфами как дурацкая и опасная привычка, так что, по иронии судьбы, их собственная семья часто оказывает Лунным Эльфам самый прохладный прием. Тем не менее, несмотря на стремление общаться со многими живыми существами, они питают ненависть и отвращение к тёмным представителям окружающего их мира – Оркам, Гноллам, многим Затронутым Планами.

Всю свою жизнь Лунные Эльфы проводят в путешествиях и исследованиях тайных и заброшенных уголков Сказочного Королевства. Они очень импульсивны, им нужно всё время двигаться, что-то делать, к чему-то стремиться. Многие из них даже не имеют собственного дома и не живут долго на одном месте. Лунных Эльфов можно встретить и среди людей, и среди своих собратьев, и даже в местах, заселённых гномами и хафлингами.

Главными занятиями этих легкокрылых лесных жителей считаются игры, сочинение песен и поэм, весёлые кутежи среди зелёных ветвей, но в трудные времена они свободно используют для борьбы с врагом оружие, а также доступные им элементы магии. Лунные эльфы предпочитают биться длинными мечами, рапирами, большими и малыми луками. Доспехи лунных эльфов, подобно их предметам одежды, обычно выглядят древними или примитивным на первый взгляд. Более близкое исследование показывает безупречное мастерство и прочность всего их обихода. Они храбры и упорны в бою и при защите слабых и обездоленных жителей Королевства. Но даже на войне они стараются использовать юмор и весёлые песни. Их мировоззрение наполнено любовью к жизни и надеждой на победу добра и света.

Чаще всего герои фэнтези в своих походах сталкиваются именно с Лунными Эльфами, которые внешне почти неотличимы от людей, хотя, присмотревшись, можно увидеть и острые уши, и вертикальные, как у кошки, зрачки глаз. В жизни они чаще всего становятся магами, но можно встретить и воинов, и воров, но только не священников. Между собой эльфийские подрасы не скрещиваются, а если и пытаются, то потомства не дают. Зато с людьми некоторые из них скреститься могут, и благодаря этому в Сказочном Королевстве появилась особая раса – Полуэльфы.

Полуэльфы – это наиболее распространённые представители так называемых смешанных рас. Обычно они очень сильно похожи на настоящих эльфов, красивы и умны, но крупнее своих предков – их рост достигает 180 сантиметров. Как и люди, они отличаются приличным весом. Живут не более 160 лет и не имеют паранормальных способностей, которыми владеют настоящие эльфы.

Полуэльфы свободно общаются с обеими расами-прародительницами, хотя и эльфы, и люди часто смотрят на них с подозрением. Как и человек, полуэльфы очень любознательны, изобретательны и честолюбивы. Как и эльф, они любят всё прекрасное и отличаются утончённым вкусом. Собственных колоний не образуют, живут либо среди людей, либо среди настоящих эльфов. И там, и там подвергаются известному отчуждению, иногда доходящему до прямого расизма.

Друиды, маги, волшебники, бойцы, рейнджеры, барды, воры – это профессии, которые считаются широко распространёнными среди полуэльфов. И в любой из этих профессий они – мастера своего дела.

Хафлинги среди персонажей фэнтези получили прозвище «Полурослики», и можно смело сказать, что в этом виноваты земные люди. Человек, как никто, склонен придумывать прозвища, которые отражают наиболее характерные черты персонажей. Раз Полурослики, значит росток небольшой, но живут подольше многих земных обитателей – до 150 лет. У них светлая розоватая кожа («румяная»), тёмные прямые волосы и карие глаза.

Все Хафлинги умны «задним умом», хотя довольно изобретательны, умеют упорно добиваться поставленной цели, преодолевая при этом любые трудности. Любят деньги, но редко копят их – чаще легко и весело тратят. В обычной жизни эти существа малозаметны. Тихие и мирные, они трудолюбивы и предпочитают опасностям и приключениям домашний уют. Многие отличаются дружелюбием, в «своей» компании проявляют грубоватый юмор, с удовольствием слушают смешные простецкие истории.

Не отличаясь безрассудной храбростью, Полурослики при необходимости могут проявлять настоящее мужество, особенно при защите своего дома. Среди них много священников, обычных трудяг, но встречаются и простоватые воришки, и даже бойцы.

Орки (Гоблины) – это молодая раса Сказочного Королевства, и это, пожалуй, самые известные существа Тьмы. Появились они в результате недавнего и чрезвычайно мощного заклинания, которое было сделано в адрес некоторых особо злобных Земных Людей. По своей природе Орки являются кочевым народом и передвигаются с места на место, образуя постоянную угрозу для других рас. У Орков две основные движущие силы: страх и ненависть. Они ненавидят почти всех живых существ, особенно другие расы, и боятся всего, что сильнее их, а, следовательно, может представлять угрозу.

Природная продолжительность жизни Орков невелика - каких-то 40 лет. Но они быстро размножаются: самка способна приносить потомство раз в четыре месяца, и после рождения их дети взрослеют гораздо быстрее человеческих. Также, у Орков двойни рождаются гораздо чаще, чем у Земных Людей. В случае тройни, третьего ребенка часто отдают на съедение отцу, так как мать не в состоянии выкормить троих. Из-за пристрастия к каннибализму Земные Люди относятся к этим существам с отвращением.

Жестокие, злобные и уродливые, Орки по праву считаются самой многочисленной и плодовитой расой. Кроме того, они уверенно возглавляют список самых свирепых и безмозглых существ за всю историю существования мира. Несмотря на краткость их жизней, они обладают устрашающей жизнеспособностью. Их сила намного превышает силу Человека такого же роста. При ранении их раны зарастают невероятно быстро. Если ступни ног или руки оказываются отсечёнными в бою, они продолжают жить несколько минут отдельно от тела. Опытный врач может тут же пришить их к телу. Орки не подвержены множеству инфекционных заболеваний, и более выносливы, чем другие расы, к сильному холоду или жаре.

Позвоночник Орка имеет тенденцию деформироваться, образуя горб или сильную сутулость, что сильно уменьшает их действительный рост. Черты лица напоминают исковерканные человеческие, смешанные с обликом дикого кабана или тигра. Остроконечные уши, крупные клыки, свиноподобные рыла и анормальные зрачки дополняют неприглядную картину. У Орков распространены такие дефекты, как "заячья губа" и "волчья пасть". Зубы Орков необычны для человеческих стандартов, они острые и зазубренные, и когда выпадают по какой-либо причине, то вырастают вновь, как у акул. Орки – коротконогие и приземистые, но при этом крепкие и широкоплечие, узкоглазые и темнолицые. Растрепанные орочьи волосы имеют только черный цвет. Большинство Орков – хитрые и ленивые, они презирают ручной труд и тех, кто держит в руках любое орудие, кроме того, что приносит смерть.

Орки – очень способные и сильные воины. Ростом чуть выше Человека, они физически крепки и являются идеальными воинами. Не склонный к самообладанию и жалости, в бою Орк способен мысленно победить целую армию врагов, но зачастую нарывается на смертельный удар из-за кипящей злости, затмевающей разум. Не чувствующий боли, бесстрашный и сильный Орк является идеальной боевой "машиной". Воин-Орк способен наносить критические удары один за другим, что в сочетании с грубой физической силой даёт ему возможность побеждать почти любого врага. Орки самолюбивы и горды, склонны к переоценке своих возможностей. Впрочем, им и не приходится их оценивать, потому что Орк уверен в своей победе на сто процентов.

Представители этой расы объединяются в крупные племена по 30-40 особей. Самцы управляют в их обществе, и самый сильный и смышленый из них стоит во главе племени. Остальные заняты охотой и защитой самок и не противятся решениям вождя, разве только если хотят оспорить его положение. Вождь Орков должен быть готов в любое время принять вызов. Если он потеряет бдительность и расслабится на время, то тут же будет смещен более сильным и молодым Орком… или сильным представителем другой расы.

Продолжение следует


Опубликовано 14.09.2014 г.