¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»≈ ѕ»—№ћ≈ЌЌќ—“»

»« »—“ќ–»»
–”—— ќ√ќ я«џ ј


„ј—“№ 1. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈ ¬ я«џ ќ«ЌјЌ»≈

–усский €зык относитс€ к индоевропейской €зыковой семье (восточнослав€нска€ ветвь) и по численности говор€щих на нЄм считаетс€ п€тым €зыком мира. ќн занимает также четвЄртое место по количеству переводов созданной на его основе художественной и научной литературы. ¬ 2013 году русский €зык зан€л второе место среди самых попул€рных €зыков, используемых в »нтернете. ¬ качестве официального государственного €зыка он функционирует сегодн€ в –оссии, Ѕелоруссии,  азахстане,  ыргызстане, а неофициально – на всей территории —Ќ√. ќдновременно он €вл€етс€ одним из шести рабочих €зыков ќќЌ.

–усский €зык имеет длительную и сложную историю. ќн начал складыватьс€ в единую нормированную систему в 17 веке. «авершение еЄ формировани€ приходитс€ на первую половину 19 века и св€зано с именем ј.—. ѕушкина.

ћощь и богатство русского €зыка отмечали многие писатели-классики. ≈щЄ ћ.¬. Ћомоносов находил в нЄм «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италь€нского, а сверх того, богатство и сильную в изображени€х краткость греческого и латинского €зыка».

ѕризнают непреход€щую роль русского €зыка в сохранении великой российской литературы и его значение дл€ международного общени€ многие государства ≈вропы и јзии. ¬ажнейшие международные документы оформл€ютс€ на русском €зыке. ќн €вл€етс€ одним из ведущих €зыков международного спорта.

»звестно, что русский €зык очень важен также дл€ развити€ теоретического потенциала земной науки. ƒостижени€ российской космонавтики €вл€ютс€ весомым вкладом в международное сотрудничество по освоению ближнего и дальнего  осмоса. ÷ентр подготовки космонавтов имени ё.ј. √агарина подготовил несколько дес€тков иностранных лЄтчиков, которые при этом прошли об€зательный 200-часовой курс обучени€ русскому €зыку.

язык как средство общени€

ѕод словом Ђ€зыкї современна€ наука понимает прежде всего некую совокупность слов, способных устно или письменно называть предметы и €влени€, а также сохран€ть и передавать информацию. —лова в любом €зыке св€заны между собой, и это делает €зык системой, обладающей своими законами и правилами Ц фонетическими, морфологическими, синтаксическими.

язык Ц это также человеческа€ речь, организованна€ с помощью букв и звуков в осмысленные высказывани€, несущие ту или иную информацию.  ак средство общени€, €зык в человеческом обществе выполн€ет важную роль. ≈го основными функци€ми €вл€ютс€:

1. коммуникативна€ Ц обеспечение передачи и приЄма информации;

2. номинативна€ Ц способность называть предметы и €влени€ окружающего мира;

3. конструктивна€ Ц формирование человеческого мышлени€;

4. эмоционально-экспрессивна€ Ц выражение чувств и эмоций;

5. идеологическа€ Ц утверждение тех или иных идеологических предпочтений;

6. эстетическа€ Ц создание произведений литературы и искусства.

—егодн€ на «емле насчитываетс€ примерно 5-6 тыс€ч €зыков, но в процессе общественной эволюции их число неуклонно сокращаетс€. ƒве трети населени€ планеты в конце ’’ столети€ разговаривали всего на 40 наиболее распространЄнных €зыках. Ѕолее 400 €зыков в насто€щее врем€ считаютс€ исчезающими. ”чЄные утверждают, что к середине ’’1 века около половины существующих ныне €зыков выйдет из употреблени€.

ќсобую роль в международных отношени€х играют рабочие €зыки ќќЌ, на которых ведутс€ все переговоры, оформл€етс€ документаци€ и распростран€етс€ важна€ дл€ всего мира информаци€.   таким €зыкам относ€тс€ Ц английский, китайский, испанский, русский, арабский, французский.

ќ происхождении €зыка

¬ древности сообщества первобытных людей ещЄ до возникновени€ €зыка владели некоторыми средствами общени€. —корее всего главным среди них первоначально была пантомима (мимика без слов), котора€ сопровождалась нечленораздельными звуками. «атем она уступила место осмысленной речи.

–ечь, закрепленна€ в небольшом количестве звуков, легко воспроизводитс€ и запоминаетс€. языковые единицы (слова) в краткой форме способны выразить большой объем информации, что не требует особых усилий и длительного времени.  роме того, €зык легко абстрагируетс€ от конкретных предметов и способен передавать отвлечЄнные пон€ти€, которые нельз€ увидеть или потрогать (Ђнадеждаї, Ђразумї, Ђпечальї). », наконец, с помощью €зыка можно записать и сохранить любую информацию и таким образом передать еЄ потомкам.  ак же пантомима превратилась в членораздельную речь?

Ќеобходимость €зыка как средства общени€ была вызвана прежде всего неуклонным ростом потока информации, поступающего в мозг первобытного человека. „исло и разнообразие ситуаций, в которых приходилось участвовать древним люд€м, непрерывно возрастали, и с помощью пантомимы они просто не успевали обрабатывать, передавать, а тем более сохран€ть вновь поступающие знани€.

—начала, как предполагают учЄные, нечленораздельные звуки начали закрепл€тьс€ за каким-либо одним действием или предметом и приобрели смысл.  аждый такой звук означал уже какое-то пон€тие, а соединение между собой нескольких звуков-пон€тий становилось фразой, высказыванием, сообщением. ѕантомима, котора€ требовала определЄнных усилий, постепенно отходила на второй план Ц дл€ передачи информации было вполне достаточно звуков.

ќчень скоро каждый обособленный звук-пон€тие, в большинстве своЄм, содержащий несколько уровней информации, дл€ еЄ передачи начал соедин€ть в себе и несколько звуков. ¬озникшие таким образом слова начали различатьс€ по смыслу в зависимости от пор€дка расположени€ в них гласных и согласных звуков (бак Ц бок Ц бук; сад Ц рад Ц над). ј это уже означало возникновение €зыка как средства общени€ между людьми, после чего пантомима окончательно превратилась во вспомогательную систему передачи сообщени€, каковой и остаЄтс€ по сей день.

—о временем устный €зык усложн€лс€, совершенствовалс€, наполн€лс€ новой информацией, которую из-за большого объЄма уже трудно было запомнить, а тем более без искажени€ передать другому человеку. ¬озникла потребность фиксировать и сохран€ть знани€, умени€ и навыки с тем, чтобы человеческое общество могло развиватьс€ без повторени€ пройденного ранее опыта. ¬озникает письменность.

¬ насто€щее врем€ наука разрабатывает две гипотезы по поводу места еЄ происхождени€: согласно первой из них, письменность по€вилась на «емле в одном единственном центре и оттуда уже распространилась по всему обитаемому миру; согласно второй Ц первые буквы, а затем и алфавиты, были созданы в нескольких районах планеты, населЄнных людьми. —егодн€ единой теории о месте происхождени€ древнейшего алфавита не существует.

 лассификаци€ земных €зыков

¬ современном обществе наиболее распространЄнной €вл€етс€ классификаци€ человеческих €зыков по генеалогическому принципу: €зыки объедин€ютс€ в семьи по признаку родства, устанавливаемого путЄм сравнени€ их словарного фонда и грамматики. —емьи по территориальному признаку дел€тс€ на ветви. Ќаиболее изученными в наши дни считаютс€ следующие €зыковые семьи:

· индоевропейска€;

Ј афразийска€;

Ј северокавказска€;

Ј дравидийска€;

Ј австралийска€;

Ј индейска€.

 орейский, €понский, баскский и айнский €зыки до сих пор не идентифицированы и поэтому не вход€т ни в одну из известных ныне €зыковых семей.

Ќаиболее изучены €зыки индоевропейской €зыковой семьи, на которой в современном мире говорит 45% населени€ «емли. ќни численно преобладают в большей части ≈вропы, в »ране и јфганистане, на севере »ндостанского субконтинента, в большинстве стран јмерики, в јвстралии и Ќовой «еландии.

»ндоевропейска€ €зыкова€ семь€ условно делитс€ на две ветви Ц западную и восточную. «ападна€ €зыкова€ ветвь распадаетс€, в свою очередь, на романские €зыки (испанский, португальский, французский, италь€нский, румынский и др.) и германские €зыки (английский, немецкий, все скандинавские €зыки, идиш, голландский и др.). ¬осточна€ €зыкова€ ветвь включает €зыки Ц иранские, слав€нские и балтийские.

ƒревние алфавиты.

јлфавит Ц это упор€доченна€ система графических знаков (букв), отражающа€ звуковой состав того или иного €зыка. јлфавитом называетс€ также и сам пор€док букв. —амо слово Ђалфавитї произошло от соединени€ двух первых звуков греческой азбуки: Ђальфаї и Ђбетаї.

ƒревнейшие алфавитные системы «емли состо€ли из одних согласных звуков, и только в ƒревней √реции были, наконец, введены специальные буквы дл€ гласных звуков. “огда же во всех европейских алфавитах было твЄрдо зафиксировано местоположение каждой буквы, что позволило использовать буквы дл€ передачи чисел.

»сточники ƒревнего «нани€ утверждают, что письменность на «емле зародилась много тыс€ч лет назад, однако современна€ наука не располагает достоверными фактам, подтверждающими такие сообщени€. ¬ св€зи с этим историю создани€ алфавита приходитс€ начинать с 1” тыс€челети€ до н.э. »менно тогда на «емле возникли три сохранившиес€ до наших дней системы письма Ц месопотамска€ клинопись, древнеегипетские иероглифы и санскрит. ќни представл€ют собой три различных способа письменной фиксации знаний.

»х по€влению предшествовал длительный период формировани€ наиболее удобных и легких в употреблении средств сохранени€ и передачи информации. «а это врем€ человечество пережило три основных этапа создани€ письменности Ц этап предметного письма, этап пиктографического письма и этап фонетического письма.

ѕредметное письмо представл€ло собой наиболее древний способ обмена информацией Ц с помощью одного или нескольких предметов, св€занных с определЄнными местами или событи€ми. ѕримером предметного письма €вл€етс€ известна€ легенда √еродота о персидском царе ƒарии, пытавшемс€ покорить причерноморские племена скифов. ѕосле тщетных попыток догнать степных кочевников ƒарий получил от них послание Ц птицу, мышь, л€гушку и стрелы. √онец, который привЄз это послание персам, отказалс€ его комментировать, в св€зи с чем встал вопрос: как интерпретировать полученные предметы? ƒарий решил, что скифы отдают себ€ в его власть и в знак покорности передают ему землю (мышь), воду (л€гушка), небо (птица), а также отказываютс€ от борьбы (стрелы). ќднако один из полководцев цар€ возразил ему. ќн истолковал послание кочевников по-другому: Ђ≈сли вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как л€гушки, не скроетесь в болоте, то не вернЄтесь назад, поражЄнные этими стреламиї.  ак оказалось в дальнейшем, полководец оказалс€ прав.


ƒругим образцом предметного письма €вл€ютс€ созданные американскими индейцами системы вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на верЄвку) и кипу (перуанское письмо, в котором информаци€ передавалась количеством и цветом сделанных на верЄвке узелков).

—ледующим шагом в развитии предметной письменности стала пиктографи€, или рисуночное письмо. ѕиктографи€ по€вилась ещЄ в каменном веке, когда человечество переживало расцвет родового стро€.  аждое плем€ разрабатывало единую систему рисунков, известных и пон€тных всем членам родового коллектива. — помощью этих рисунков люди могли передавать друг другу нагл€дные сообщени€. ѕримером может служить послание простоквашинского Ўарика коту ћатроскину, которое он куском угл€ изобразил на печке деревенского дома.

ќднако подобные рисунки не могли вместить информацию по многим важным вопросам: они не передавали имена людей, не могли выразить абстрактные пон€ти€. ¬озникла необходимость найти способ дл€ передачи звуков, с помощью которых информаци€ стала бы доступной не только нескольким дес€ткам человек, но всем люд€м, говор€щим на родственных €зыках .

–оль переходного звена от пиктографии к фонетическому (буквенному) письму сыграли иероглифы и клинопись. ¬ течение нескольких тыс€челетий в странах ƒревнего ¬остока пиктограммы замен€лись иероглифами, которые одновременно содержали указание на предмет и на те звуки, которые за этим предметом закрепились. Ќа рубеже 4 Ц 3 тыс€челетий до нашей эры иероглифическое письмо уже широко примен€лось в ћесопотамии, а в 2400-х годах до нашей эры оно превратилось в упор€доченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. —воего расцвета иероглифика достигла в ƒревнем ≈гипте.

 линопись же стала особой формой письменности в ƒревнем Ўумере, јссирии, ¬авилоне и других городах-государствах ƒревней ћесопотамии. «аострЄнной бамбуковой палочкой она наносилась на не вполне затвердевшую глин€ную табличку, котора€ затем обжигалась на огне. Ѕлагодар€ этому тыс€чи таких клинописных табличек дошли до нашего времени, были расшифрованы и поведали нам историю древнейших цивилизаций мира. »ероглифы и клинопись, были достаточно сложными системами письма, так как допускали использование до нескольких сотен и даже тыс€ч знаков. »х усвоение и практическое применение было доступно лишь небольшому числу специально обученных людей Ц писцов.

Ќесколько иначе была оформлена фонетическа€ письменность наших предков Ц индоевропейцев, насел€вших когда-то ƒревнюю »ндию. »х €зык был назван санскритом. —анскрит (другое название Ц деванагари) Ц это самый древний из известных нам человеческих €зыков. ќн существовал уже около 3,5 тыс€ч лет назад (середина 2-го тыс€челети€ до нашей эры). ≈го название переводитс€ как - Ђобработанный, совершенныйї.

—анскрит Ц это €зык не какого-то конкретного народа, а целой культуры, котора€ сформировалась в »ндии исключительно среди элитных слоЄв населени€. Ёто €зык науки, литературы и религии. явл€€сь материнским €зыком древних индоарийских племЄн, мигрировавших в »ндию с территории —ибири, он дал рождение многочисленным местным диалектам.

ѕо своему происхождению санскрит относитс€ к индоевропейской €зыковой семье и сегодн€ считаетс€ мЄртвым. ЂЅудучи безупречнее греческого и богаче латыни, он изысканнее их обоихї. ѕо строению существительных, глаголов и других частей речи санскрит сходен с ними, а также с русским €зыком, и сходство это настолько очевидно, что ученые не сомневаютс€: санскрит и эти €зыки произошли от одного €зыкового предка.

 лассический санскрит насчитывает 48 фонем, среди который есть гласные и согласные звуки. “аким образом, легко предположить, что это один из самых первых на планете фонетических €зыков, на котором создана богата€ и непередаваемо прекрасна€ литература.

»так, по данным современной науки, фонетическое письмо возникло на «емле примерно в середине 2 тыс€челети€ до нашей эры и до сих пор €вл€етс€ высшей формой человеческой письменности. ¬ ≈вропе же, согласно официальной науке, первый алфавит изобрели финикийцы, и от них буквенное письмо распространилось по всему континенту.

јрхеологические источники не сохранили нам имена тех, кто создавал алфавиты дл€ каждого конкретного народа, хот€ кое-какие сведени€ до нас всЄ-таки дошли. “ак, мы знаем, что дл€ слав€нских народов алфавит был придуман черноризцами  ириллом и ћефодием, а ћ.ћаштоц создал алфавитное письмо дл€ арм€нского €зыка. ¬ начале ’’ столети€ не было письменности у российских народов  райнего —евера, и после 1917 года русские учЄные разработали еЄ в советском »нституте народов —евера. »мена авторов, составл€вших алфавиты дл€ своих народов, не так уж важны. √лавное Ц современное человечество обладает письменностью и с еЄ помощью может исследовать окружающий мир и сохран€ть полученные знани€ дл€ идущих за нами поколений.

„ј—“№ 2. ƒќ’–»—“»јЌ— јя ѕ»—№ћ≈ЌЌќ—“№ ¬ќ—“ќ„Ќџ’ —Ћј¬яЌ.

—овременна€ слав€нска€ письменность основана на буквах кириллицы, котора€ была создана по приказу византийского императора  онстантина монахами-черноризцами  ириллом и ћефодием и распространилась по ¬осточной и «ападной ≈вропе в ходе христианизации слав€нских народов (10 век). Ќа территории  иевской –уси кириллица по€вилась в 988 году и с тех пор считаетс€ официальной алфавитной системой русского народа.

ќднако и до введени€ кириллицы восточные слав€не, несомненно, имели какую-то письменность, о чЄм существует немало свидетельств в древних источниках. “ак, черноризец ’рабр в своЄм Ђ—казании о письменехї пишет: Ђ…ѕрежде убо словене не им€ху письмен, но чертами и резами читаху и писахуї. —егодн€ учЄные не знают, какие Ђчертыї и Ђрезыї использовали наши предки дл€ записи и чтени€ информации, но сам факт их существовани€ твЄрдо установлен. ѕредположительно, дохристианска€ письменность восточных слав€н представл€ла собой руническое письмо.

¬ древних хрониках повествуетс€ о путешествии в 860-х годы братьев  ирилла и ћефоди€ по  рыму. «десь, в ’ерсонесе, будущие инициаторы создани€ слав€нской азбуки обнаружили некие ≈вангелие и ѕсалтирь, Ђроуськыми письмены писанаї. ѕо их просьбе текст был переведЄн неким человеком, говор€щем на этом €зыке. Ѕеседу€ с ним,  ирилл научилс€ €зыческой речи и даже разделил Ђписьменыї на гласные и согласные буквы, благодар€ чему быстро научилс€ читать обнаруженные в ’ерсонесе древниеїроуськы€ї книги.

јрабский посол »бн ‘адлан, посетив в 922 году ¬олжскую Ѕулгарию, почерпнул там много интересных сведений о восточных слав€нах. ќн лично наблюдал их похоронный обр€д и засвидетельствовал, что на надгробной плите слав€не Ђчертамиї и Ђрезамиї написали имена цар€ русов и покойного дружинника.

ƒругой араб, писатель »бн ан-Ќадим, в своих книгах упоминает: Ђћне рассказывал один, на правдивость коего € полагаюсь, что один из царей горы  абк ( авказ) послал его к царю –усов; он утверждал, что те имеют письмена, вырезываемые на дереве. ќн же показал мне кусок белого дерева (берЄзова€ кора), на котором были изображени€, не знаю, были ли они Ц слова или буквыї.

—ообщени€ арабских источников подтверждают историки ƒревней ѕерсии. ¬ частности, один из них, ‘ахр ад-дин ћубарак-шах ћарварруди, утверждает: Ђ” хазар было также письмо, которое происходит от русовЕ ’азары, как и русы, пишут слева направо и буквы не соедин€ют между собой. ” них 21 букваЕї.

Ѕолее поздние германские хроники 10 века сообщают даже, что у вендов (слав€н) есть свои школы, в которых св€щенники учат детей кириллице и некоему древнему Ђруническому письмуї.

“итмар ћерзебургский (976-1018), описыва€ западнослав€нскую крепость –етру (–адогост) на острове –юген, также сообщает, что на каждом сто€щем в крепости €зыческом идоле также было написано его им€. Ёто подтверждает гипотезу о существовании у всех слав€нских племен дохристианской письменности.

Ётот вывод подтверждает и археологи€. “ак, в 1967 году у русского села ¬ойсковское (ƒнепропетровска€ область) были обнаружены ритуальные глин€ные сосуды, датируемые 2-4 веками, на стенках которых хорошо просматриваютс€ надписи, состо€щие из 6 знаком. ќни так и не были расшифрованы, но имеют большое сходство с руническими знаками.

ќстались нерасшифрованными и письменные знаки на ћикоржинских камн€х вблизи ѕознани (ѕольша); на слав€нских пр€слицах 11-13 веков; на скальных склонах вблизи Ѕелоозера; на слав€нском мече 10 века, одна сторона которого украшена надписью на кириллице, а друга€ Ц неизвестными рунами.

¬ 1985 году вологодский археолог ».‘. Ќикитинский, исследу€ древнее “иуновское св€тилище, обнаружил на его территории огромный валун с высеченными на нЄм рисунками, под которыми располагались надписи. „асть их была сделана на кириллице, но некоторые надписи оказались древними рунами. —тало известно, что до 17 века жители на этой территории оставались €зычниками, и даже в наше врем€ сельское население ¬ологодской области считает “иуновское городище св€щенным местом. “аким образом, валун с руническими надпис€ми €вл€етс€ одним из древнейших €зыческих культовых камней. ≈го находка подтверждает существование у древних слав€н рунической письменности.

—лав€нское руническое письмо

–уны Ц это особые знаки, вырезавшиес€ на камне или дереве и представл€вшие собой чЄткие пр€мые линии, соединЄнные под углом в несложный рисунок. —читаетс€, что родиной рунического письма €вл€етс€ √ермани€. —ам термин Ђруныї произошЄл от немецких слов run или runen (Ђтайнаї, Ђтаинственно шептатьї). “акое название, видимо, было св€зано с тем, что древние германцы считали руны св€щенными и приписывали им некие мистические свойства.

√лавной отличительной особенностью любого рунического письма €вл€етс€ пор€док букв, который называетс€ Ц футарк. “ака€ организаци€ алфавита не встречаетс€ больше ни в одной письменности планеты. јлфавит делитс€ на три группы по 8 рун в каждой. —лав€нские руны имели собственные названи€:

Ќаправление рунического письма Ц слева направо, хот€ в ранних текстах иногда встречаетс€ бустрофедон ( слева - направо, справа Ц налево, слева - направо и т.д.). “екст не был сплошным, он распадалс€ на отдельные слова, которые раздел€лись с помощью точки, двоеточи€ или креста. ¬ древнем Ќовгороде вместе с берест€ными грамотами были обнаружены два древних оруди€ письма, которые датируютс€ 10 веком и которыми руны выцарапывались на дереве или бересте. Ёти кост€ные палочки дл€ письма у слав€н назвались Ц Ђписалої.

”же в древности германские и слав€нские руны чЄтко различались и никогда не смешивались. √ерманское руническое письмо сегодн€ расшифровано и сделанные им надписи прочитаны. „то касаетс€ слав€нской рунистики, то официальна€ российска€ наука еЄ до сих пор не признаЄт и расшифровкой не занимаетс€. ќднако переводы слав€нского рунического письма всЄ-таки были сделаны, и св€заны они с так называемой Ђ¬елесовой книгойї.

¬елесова  нига

Ђ¬елесова  нигаї - это древнеслав€нские рунические тексты, записанные на 35 берЄзовых дощечках и отражающие историю –уси на прот€жении полутора тыс€челетий, начина€ примерно с 650 года до нашей эры. ƒощечки были обнаружены во врем€ гражданской войны 1918-1920 годов в разгромленном имении кн€зей  уракиных под ќрлом. ѕодобрал их полковник »зенбек, интересовавшийс€ археологией и потому обративший внимание на неизвестный пам€тник древности.

ƒощечки оказались сильно попорченными временем и черв€ми, но знаки на них хорошо просматривались. ѕосле гражданской войны »зенбек вывез их в Ѕрюссель, где и было установлено, что тексты на них записаны совершенно неизвестным науке древнеслав€нским €зыком. Ќа их переписывание и дешифровку ушло 15 лет. ¬ работе принимали участие как русские, так и иностранные учЄные.

ƒревние тексты именовали себ€ Ђкнигойї, и в ней часто упоминалс€ слав€нский бог скота и подземного мира ¬елес, поэтому древний пам€тник литературы и был назвал Ђ¬елесовой  нигойї.   сожалению, полный текст этого произведени€ после смерти в 1943 году полковника »зенбека исчез, и перевести удалось лишь то, что к этому моменту успели скопировать. ќтсутствие подлинника дало официальной науке повод назвать Ђ¬елесову книгуї фальшивкой, и в наше врем€ еЄ тексты серьЄзно не изучаютс€ и не исследуютс€.

”зелковое письмо древних слав€н

”зелковое письмо Ц это предметный способ сохранени€ и передачи информации. ≈го по€вление св€зано с возникновением в 5 тыс€челетии до нашей эры производства ниток. Ќар€ду с дикорастущей крапивой и лубом дл€ их изготовлени€ использовались лЄн и конопл€, а с возникновением скотоводства Ц шерсть. Ќитки, из этих материалов, были достаточно длинными и прочными. ѕервоначально их примен€ли дл€ изготовлени€ одежды, тканей, ковров и прочих предметов домашнего обихода.

ќднако со временем сфера применени€ нитей значительно расширилась. Ћюди обнаружили, что с их помощью, зав€зыва€ узелки, можно фиксировать количество предметов, а затем считать их и распредел€ть по группам. ¬ершиной развити€ узелкового письма стало его использование в качестве средства св€зи и передачи информации. ѕри этом дополнительными признаками сообщени€ стали - величина зав€занных на нити узлов, цвет самой нити, еЄ длина и толщина, а также еЄ сочетание с другими нит€ми.   примеру, у североамериканских индейцев Ц ирокезов, гуронов Ц было распространено узелковое письмо Ђвампумї, в котором красна€ нить означала объ€вление войны, чЄрна€ Ц угрозу, бела€ Ц мир и благополучие и т.д.

ƒл€ сохранени€ нитей, на которых с помощью узелков записывалась информаци€, их сматывали в клубки и хранили в особых секретных местах, известных немногим членам семейной общины. ƒо нас дошли многочисленные свидетельства распространени€ узелкового письма в древнем мире. “ак, китайский философ 6Ц5 веков в своЄм классическом даосском трактате Ђƒао ƒэ ƒзинї пишет: Ђнекоторые только и мечтают о былом, что хорошо бы вновь вернутьс€ всем к зав€зыванию узелков на веревках вместо письмаї. ќ св€щенном узелковом письме упоминаетс€ в карело-финском эпосе Ђ алевалаї:

Ќаносил мне песен дождик,
ћне наве€л песен ветер,
ѕринесли морские волныЕ
я в один клубок смотал их,
» в одну св€зал € св€зкуЕ
» в амбаре под стропила
¬ медном ларчике их спр€тал.

ќчевидно, в зачаточном виде узелковое письмо существовало у большинства древних народов, но наивысшего совершенства оно достигло в государстве инков и в ƒревнем  итае, где с его помощью можно было даже фиксировать речь.

ƒревн€€ письменна€ система инков Ц кипу Ц представл€ла собой шнур с нанизанными на него нит€ми различной длины, толщины и окраски.  оличество этих нитей с зав€занными на них узлами иногда достигало нескольких тыс€ч. “акие шнуры с указами правителей передавались из одного конца инкской империи в другой по специальным Ђпочтовымї дорогам. ќдин из испанских хронистов в св€зи с этим писал, что Ђвс€ импери€ инков управл€лась посредством кипуї.

¬ отличие от кипу, образцы древнекитайского узелкового письма ÷зе-Ўен не сохранились, но до нас дошли его подробные летописные описани€ и зарисовки. Ќа верЄвке Ђшенї специальным кост€ным крючком Ђсиї плелись узлы Ђцзэї. ѕисьмо ÷зе-Ўен использовалось не только дл€ счЄта и фиксации цифр. ¬ ƒревнем  итае было широко развито ораторское искусство, и, предположительно, существовала цела€ бесписьменна€ (узелкова€) литература. ƒревнекитайский философ Ћу —инь сообщает, что Ђв глубокой древности люди управл€ли, зав€зыва€ узелки на шнурах; мудрецы последующих поколений заменили их иероглифамиї.

»нтересно, что у древних народов узелковое письмо ассоциировалось с загробным миром. Ќити с зав€занными на них узлами наход€т в захоронени€х инкских и китайских императоров. —висающими узлами были украшены одежды индийского бога смерти ямы.

”зелковое письмо в глубокой древности было распространено и на –уси. —лав€нские воины перед битвой зав€зывали на оружии особые узлы Ц Ђнаузыї, полага€, что это придает оружию особую прочность, а также Ђсв€зываетї силу врага. √овор€т, —тепан –азин умел так Ђнав€зыватьї свои доспехи, что его не брали ни пули, ни мечи. Ќаузы также ограждали от злых чар и могли служить средством наложени€ порчи.

ѕо сообщению российского исследовател€ ј.». Ѕарашкова, в православных богослужебных книгах и на древнерусских ювелирных издели€х сохранились необычные зарисовки Ц переплетени€ змей, чудовищ, человеческих фигур, - которые передают в рисунке узелковую в€зь. Ётот стиль рисунков с демоническими фигурами известный лингвист 19 века ‘.». Ѕуслаев назвал тератологическим (от греческого слова Ђчудовищеї).

ѕам€ть о древнем узелковом письме сохранилась и в слав€нском фольклоре.  огда нужно что-то запомнить, мы Ђзав€зываем узелок на пам€тьї. ¬о врем€ беседы с другим человеком Ђсв€зываемї слова между собой, чтобы речь получилась Ђсв€знойї. Ќо стоит только Ђспутать мысльї, и высказывание становитс€ Ђпутанымї. ¬ наших рассказах существуют - Ђнить повествовани€ї и Ђхитросплетени€ сюжетаї, Ђзав€зкиї и Ђразв€зкиї, а могут быть и Ђнеув€зкиї.

¬ладимир ƒаль в одном из русских сЄл услышал пословицу: Ђ„то знала, то сказала и на нитку нанизалаї. √ерои наших сказок получают от Ѕабы яги волшебный клубочек, который приводит их к счастью и благополучию. ј клубочки эти, возможно, хранились в специальных берест€ных коробах, откуда и произошло высказывание: Ђнаврать с три коробаї. ѕри чтении закодированного узелками текста нити, возможно, наматывались на особые палочки-усики. ¬от вам и выражение: Ђнамотать на усї.

¬сЄ это косвенно подтверждает предположени€ учЄных о том, что задолго до  ирилла и ћефоди€ у восточных слав€н существовала сво€ оригинальна€ форма письменности Ц древнее узелковое письмо. ¬р€д ли это было самосто€тельное письмо. ”зелкова€ запись могла использоватьс€, как секретный шифр или в качестве сопроводительного элемента какого-то €зыческого ритуала.

»звестно, что одежда и головные уборы китайских императоров украшались узелковой в€зью; такую же в€зь мы видим на древнерусских грамотах и указах слав€нских кн€зей. ”зелковый орнамент использовалс€ дл€ украшени€ рушников, одежды, шапок, по€сов, женских украшений. ¬озможно, он €вл€лс€ своеобразным оберегом или сообщал окружающим о социальном статусе человека.

ќфициальна€ наука относитс€ к слав€нской узелковой письменности скептически и считает предположени€ о еЄ существовании Ђполной фантазиейї (акад. ƒ.—. Ћихачев). ќднако некоторые известные историки признают необходимость изучени€ дохристианских форм слав€нского письма, в том числе и узелкового. ¬от что по этому поводу пишет Ѕ.ј. –ыбаков: Ђ„то касаетс€ узелковой письменности, то эта письменность заклинательна€, пиктографическа€ (рисуночна€). — давних пор и вплоть до средневековь€ на гравировке, на серебре, на различных предметах изображались узлы Ц самые разные. Ёти узлы как следует не классифицированы, но, разумеетс€, они имеют смыслї.

Ќа –уси узелковое письмо сохран€лось вплоть до 13-14 веков, хот€ с введением христианства оно, как часть €зыческого ритуала, подвергалось суровым запретам и преследовани€м.   сожалению, в результате этого до нас не дошли сведени€, каким образом древние слав€не кодировали с помощью узелков информацию и как потом они еЄ читали.

¬ насто€щий момент некоторые российские филологи-энтузиасты пытаютс€ расшифровать узелковые записи, изображЄнные на православных книгах, женских украшени€х и стенах древних храмов. »звестно, что в 2006 году американский исследователь √арри Ёртон смог разгадать код инкского письма кипу и прочитал доступные ему узелковые тексты. ¬ них сообщалось о количестве жителей той или иной провинции, о еЄ природе, о продовольственных запасах накануне засухи и т.д. ћожно наде€тьс€, что и наших исследователей ждЄт успех, а значит, мы когда-нибудь сможем прочитать древнейшие послани€ наших предков.

√лаголица

≈щЄ одной системой дохристианской письменности восточных слав€н считаетс€ глаголица. ÷елый р€д фактов указывает на то, что глаголица была создана задолго до прихода на –усь  ирилла и ћефоди€, авторов нынешней российской письменности Ц кириллицы. Ѕолее того, великие слав€нские просветители, создава€ кириллическую азбуку, использовали не только греческие буквы, но и знаки глаголического письма.

ƒревнейша€ дошедша€ до нас глаголическа€ надпись с точной датировкой относитс€ к 893 году и сделана в церкви болгарского цар€ —имеона в ѕреславе. ƒревнейшие рукописные пам€тники (в том числе Ђ иевские листкиї, датируемые X веком) написаны именно на глаголице, причЄм написаны более архаическим €зыком, близким по фонетическому составу к €зыку южных слав€н.

Ќа древность глаголицы указывают и палимпсесты - рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый. Ќа всех сохранившихс€ палимпсестах соскоблена именно глаголица, а новый текст написан кириллицей. » нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица.

ќбычно говор€т о двух видах глаголицы - более древней Ђкруглойї, также известной как болгарска€, и более поздней Ђугловатойї, хорватской, названной так потому, что до середины XX века она использовалась хорватскими католиками при совершении богослужений по глаголическому обр€ду. јлфавит последней постепенно сократилс€ с 41 до 30 знаков. Ќар€ду с уставным книжным существовало также глаголическое курсивное письмо (скоропись).

¬ ƒревней –уси глаголица практически не использовалась, встречаютс€ лишь отдельные вкраплени€ глаголических букв в текстах, написанных на кириллице. ¬осточные слав€не использовали глаголицу чаще всего в качестве тайнописи. ¬ насто€щее врем€ чтение и произношение букв этой системы письма утер€но.

ѕродолжение следует.

ќпубликовано 14.09.2014 г. 
_CACHE_USE_GROUPS" => "Y", "MENU_CACHE_GET_VARS" => array( ), "MAX_LEVEL" => "1", "CHILD_MENU_TYPE" => "second", "USE_EXT" => "Y", "DELAY" => "N", "ALLOW_MULTI_SELECT" => "N" ), false );?>
lavars xxxleap.com hot condom fc2-ppv-1013835 avgle.mobi еЛХзФї гГЮгВєгВњгГЩ sex videos school fuckvidstube.com www.tamilrockers.tv sdmu-728 freejavporn.mobi snis-205 futa milk hentai-pics.info hentai medusa
Ў≥ўГЎ≥ЎІўЕўЗЎІЎ™ўЕЎ™Ў±ЎђўЕ 3gpkings.pro ЎІўБўДЎІўЕ Ў≥ўГЎ≥ ўЖўКўГ ўЕЎµЎ±ўК ўЖўКўГ ўБўЙ ўГЎ≥ arabtnt.com ЎµўИЎ± ЎІЎђўЕўД ўГЎ≥ ЎІЎђўЕЎѓ ЎІўБўДЎІўЕ ЎІўДЎ≥ўГЎ≥ arab-porn.net Ў≥ўГЎ≥ ЎІўЕўЗЎІЎ™ Ў≠ўВўКўВўК kritimaza desipornscandals.com vidoes xxx.com doujin yaoi hentai24x7.com star butterfly hentai comic
clipage com freepornmoviestubex.com daughter in law sex video cl-orz hentaibro.com terujirou Ў≥ўГЎ≥ ЎІўКЎЈЎІўДўК ўВЎѓўКўЕ hdxxxvideo.mobi Ў®ўЖЎ™ ўЕЎµЎ±ўКЎ© Ў®Ў™Ў™ўЖЎІўГ и¶ЛгБЪзЯ•гВЙгБЪгБЃгБКгБШгБХгВУгБЯгБ°гБЃжђ≤жЬЫгВТе∞ПгБХгБ™е∞ПгБХгБ™иЇЂдљУгБІеПЧгБСж≠ҐгВБгВЛгАВгБДгБЯгБЪгВЙжЄ©ж≥ЙжЧЕи°МгАВзФЯгБЊгВМгБ¶гБѓгБШгВБгБ¶гБЃжТЃељ± гБЫгБ™гБ°гВГгВУ javunsensored.net fc2-ppv-762165 garls sex com fuckindianclips.com hottest indian mms