К УРОКАМ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫВосточные славяне выделились из древней индоевропейской общности народов в середине второго тысячелетия до нашей эры. Их прародиной большинство историков считает территорию современной Польши – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Однако первые письменные свидетельства о наших предках появляются только через две тысячи лет. В Ш-У1 веках о восточных славянах (венедах) упоминают античные, арабские и византийские авторы. К этому времени славянские племена ушли со своей древней прародины на восток и расселились на землях будущего Древнерусского государства. К 1Х веку они создали здесь высокоразвитую земледельческую цивилизацию, возвели города и крепости вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки» и, расширяя свою территорию, успешно воевали с супердержавой того времени – Византийской империей. С момента перехода славян из Западной Европы в Восточную и начинается история русской литературы, которую сегодня условно можно разделить на шесть основных периодов:
1. ДОПИСЬМЕННЫЙ ПЕРИОД (4 – 10 в.в.). 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (11 – 17 в.в.). 3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19-го – НАЧАЛА 20-го ВЕКОВ. 5. СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1917 – 1990). 6. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (с 1991-го года). ДОПИСЬМЕННЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
БЫЛИНЫ О БОГАТЫРЕ СВЯТОГОРЕ
Сегодня уже невозможно установить прототип Святогора, хотя учёные выдвигают по этому поводу множество гипотез. Одни называют его прообразом средневекового святого Христофора, перенёсшего Христа через водный поток; другие объявляют славянского богатыря «русским Самсоном». Есть версия, что образ Святогора был заимствован из античного источника о жизни Александра Македонского («Александрия»). Во время одного из своих походов Александру довелось увидеть «великого мужа», который лежал на высокой горе и был подобен гигантскому дереву. Александр, поражённый ростом и силой великана, велел своим летописцам зафиксировать в хрониках эту необычную встречу. В славянском эпосе Святогор тоже изображается огромным великаном, которого с трудом носит мать-сыра земля: «Едет богатырь выше леса стоячего, Головой упирается под облако ходячее». Однажды, почувствовав в себе силы исполинские, Святогор похвалился, что если бы было кольцо в небе, а другое кольцо – в земле, то он перевернул бы матушку-Землю вокруг себя. Эти слова дошли до другого русского богатыря – простого пахаря Микулы Селяновича. Он решил проучить Святогора за хвастовство и вышел ему навстречу с холщовой торбой в руках. Увидев впереди путника, Святогор решил догнать его: «Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему – Никак догнать его не может. Поедет во всю рысь – прохожий идёт впереди. Ступою едет – прохожий идёт впереди». Взмолился Святогор: «Ай же ты, прохожий человек, остановись…». Остановился Микула Селянович и показал богатырю свою торбу, предложив поднять её. Как ни старался Святогор, он не смог оторвать от земли «торбочку холщовую», потому что в ней находилась тяга земная. Так простой крестьянин показал Святогору и свою «силушку богатырскую», и мощь земли Русской. Понял Святогор, что кроме него есть на Руси и другие богатыри, превосходящие его по силе, да и по разуму. В другой былине повествуется о том, как Святогор женился. Микула Селянович посоветовал ему узнать у северного знахаря-кузнеца свою судьбу. Знахарь предсказал, что женится богатырь на девушке, живущей в Приморском царстве и сильно болеющей. Не поверил Святогор, но пошёл в Приморское царство и, действительно, увидел там больную девицу, покрытую кровавой коростой. Он положил возле неё 500 рублей и ударил девицу по груди своим мечом, а затем вернулся на Русь. Девушка же пробудилась, вылечилась и превратилась в красавицу, слава о которой дошла и до Святогора. Он вновь поехал на север, увидел красавицу и женился на ней. Увидев на груди жены шрам от удара мечом, Святогор узнал её и понял, что от судьбы не уйдёшь.
Так завершаются древние легенды о великом русском богатыре Святогоре, который и поныне охраняет свою Родину и всегда готов прийти ей на помощь. БЫЛИНЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕИсцеление Ильи Муромца
Калики сказали Илье, что он станет «великим богатырём», сможет защитить свой народ от врагов и в бою будет непобедим. Но Илья должен помнить: ему нельзя сражаться с четырьмя другими богатырями – Святогором, Самсоном, Микулой Селяновичем и Вольгой Сеславьичем. Святогор – патриарх Святой Руси, её первый защитник и охранник. Он настолько силён и тяжёл, что даже Земля Русская его еле носит. Самсон ещё в детстве был отмечен Ангелами: на его голове растут «семь Ангельских волос». Богатыря Микулу Селяновича за его честный крестьянский труд «любит матушка-земля», она его и защитит. А Вольга Сеславьич, князь-волхв, владеет «силами потусторонними» и поборет любого богатыря «не силою, так хитростью-мудростью». После ухода каликов Илья помог своим родителям расчистить лесную чащу под пашню. Затем он вырастил для себя богатырского коня Сивку-Бурку и, получив у отца и матери родительское благословление, отправился «в путь по белу свету – себя показать и других посмотреть». Илья Муромец и Соловей-разбойник
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Однако Илья не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев. Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову. Пересказал В.В. Рынкевич.
Татаро-монгольское нашествие на Русь
Илья Муромец и Идолище поганое
По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира. Пересказал В.В. Рынкевич. Илья Муромец и Святогор
Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками. Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе. Пересказал В.В. Рынкевич. Илья Муромец и киевский князь Владимир
Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду. Пересказал В.В. Рынкевич. Илья Муромец и Калин-царь
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков. Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен. Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь.
В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань. Пересказал В.В. Рынкевич. Илья Муромец на Соколе-корабле
Хозяин корабля — Илья Муромец, а верный его слуга — Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем. Пересказал В.В. Рынкевич. Илья Муромец и Сокольничек
Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним. Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца. Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын. Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам. Пересказал В.В. Рынкевич. Три поездки Ильи Муромца
Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою. Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам. После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве. Пересказал В. В. Рынкевич. ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ
Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придётся взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает ещё десяток молодцов, но и тем не удаётся выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. ![]() Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович. Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань. Пересказал В. В. Рынкевич. САДКО – МОЛОДОЙ ГУСЛЯР
Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город. Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир — раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая. Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами: «Ай же ты, Садко Новгородский! / Не знаю, чем буде тебя пожаловать / За твои утехи за великия, / Аль бессчётной золотой казной?..» Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу — золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко. На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами: «Ударим-ка о велик заклад: / Я заложу свою буйну голову, / А вы залатайте лавки товара красного». Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров. С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»: «На небе солнце и в палатах солнце, / На небе месяц и в палатах месяц, / На небе звезды и в палатах звезды». Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом — кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары. Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам. На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору. На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют — но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров — теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего! Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает — за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей. Теперь Садко — азартный и удалой — решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.
И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения — божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное — своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали. Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества: «Век ты, Садко, по морю езживал, / Мне, царю, дани не плачивал, / А нонь весь пришёл ко мне во подарочках».
И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде. Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского — как просил о том его святой. С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».
ВЕЛЕС – «СКОТИЙ БОГ»
Велес (Волос) – древнеславянский языческий бог подземного царства, часто изображавшийся как в виде человека, так и в виде змея. Ему подчинялись все низшие существа потустороннего мира – леший, водяной, русалки и др. Одновременно Велес считался и «скотьим богом», то есть покровителем домашнего скота (коров, овец, коз), а также хозяином всего животного мира Земли. На многих территориях Древнерусского государства Велес ассоциировался с медведем. Отсюда, вероятно, и происходит имя этого бога – Волос (волосатый). Когда-то, в глубокой древности, Новый год встречали на Руси весной – 1-го марта, и календарь тогда назывался «Велесовым календарём».
Именами Перуна и Велеса древнерусские воины и послы клялись при заключении международных договоров. При этом Перун изображался в виде деревянного идола, а Велес – в виде лежащей у ног идола змеи. В Древней Руси образ змеи не вызывал негативных ассоциаций. Он считался символом богатства и мудрости. Славяне носили на запястье золотые обереги в виде свернувшейся в кольцо змеи. ![]() Языческие жрецы – волхвы – тоже, как и крестьяне, считали Велеса своим покровителем, ведь именно от него, из потустороннего мира, они получали тайные знания, с помощью которых предсказывали будущее и лечили людей. Поэтому «Велесова Книга» и получила своё название по имени этого бога: он сообщил волхвам сведения о древнейшей истории Руси, а они записали эти сведения на деревянных дощечках, которые, к счастью, сохранились до наших дней. В христианстве Велес постепенно превратился в отрицательный персонаж. Его начали изображать в виде змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём. В настоящее время этот сюжет часто изображается на христианских иконах.
ВЕЛЕСОВА КНИГА
«Велесова книга» записана древнеславянскими рунами на 35 деревянных дощечках и отражает историю русского народа на протяжении полутора тысячелетий, начиная приблизительно с 650 года до нашей эры. Судьба этого памятника древнерусской литературы трагична. Долгое время дощечки хранились в Орловском имении князей Куракиных. В годы гражданской войны (1918-1920) имение было разграблено, и только благодаря царскому офицеру Изенбеку дощечки оказались в руках понимающих их ценность людей. По окончании гражданской войны Изенбеков вывез дощечки в Брюссель, где с помощью русских и иностранных учёных приступил к их изучению. Поскольку на дощечках постоянно упоминалось имя языческого бога Велеса (Влеса), таблички были названы «Велесовой книгой». Работу над её переводом остановила Вторая мировая война, а в 1943 году Изенбеков умер. После его смерти дощечки исчезли, и в настоящее время их местонахождение неизвестн
Как и вся дохристианская литература, «Велесова книга», вероятно, создавалась устной традицией и только позже была записана тайными знаками-рунами славянских волхвов. Текст «Велесовой книги» делится на две части: гимны древним языческим богам и прозаические повествования из истории восточных славян. Один из текстов «Велесовой книги», написанный в форме притчи, повествует о славянском волхве, который мог превращаться в волка и холодными зимними ночами бродил по земле, охраняя её от тёмных потусторонних сил и спасая припозднившихся путников от козней Зла. В переносном смысле это повествование утверждает, что только славянские волхвы-язычники знают путь «из греха» к Свету и Добру, поэтому люди должны верить им и следовать их Учению. Чтобы правильно понять содержание приводимой ниже притчи, нужно иметь представление о том, кто такие – волхвы и какова их роль в истории русского народа. Волхвами в Древней Руси назывались языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, лечившие людей и предсказывавшие будущее («вълхвъ» - кудесник, волшебник, гадатель). У древних славян волхвы являлись особой замкнутой группой людей, подобной православному клиру современной России. Они занимали в обществе высокое место рядом с князьями и оказывали большое влияние на общественную жизнь племени. Князья, начиная какое-либо важное для всего народа дело, приходили к волхвам за советом и благословлением. Символами славянских волхвов считались волки, золоторогие туры (дикие быки), щуки и соколы. Обладая высшими знаниями, волхв мог перевоплощаться в одно из этих животных, чтобы быстро бегать, плавать или летать, охраняя родную землю и помогая добрым людям в их нелёгком труде.
В схватке со злом волк стоит насмерть. Он никогда не подбирает падаль и этимсимволизирует свою нравственную чистоту. Как и человек, волк живёт семьёй и вместе с волчицей воспитывает своих детей. Он предан семье и справедлив. Если более слабый зверь склонит перед ним свою голову, волк его никогда не тронет. Кроме того, волк является санитаром леса и оберегает его животный мир от вспышек тяжёлых болезней. Так через образ волка наши предки передавали своё представление о высших нравственных критериях человеческого общества. С приходом на Русь христианства все языческие символы уничтожались или переводились в разряд бесовских знаков. Произошло это и с образом волка: в православии волк стал считаться символом Тьмы, кровожадности и смерти, поэтому нам сегодня трудно понять, как образ Серого Волка мог служить олицетворением Добра и Света. А теперь прочитаем притчу из «Велесовой книги». Сказ Велеса.
Только люди способны творить чудеса, так как несут в своей душе Свет Божий, Свет истинного Бога, Любви и Надежды. Люди идут к Свету по следу Волка-Волхва. Эта истина несокрушима. Так и должно быть в этом мире, где торжествует зло. След Волка несёт удачу. В кромешной тьме нужно идти по следу Волка туда, где торжествуют Вера, Надежда и Любовь. След Волка-Волхва – это Свет Веры. Свет истинной Веры. Продолжение следует. |