ВОЙНА. ШТРАФБАТЫ
ВОЙНАШтрафбаты
«Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими Уставами и приказами командиров». «Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил РФ»
«Дисциплина – мать победы» А.В. Суворов В любом государстве мощь и боеспособность Вооружённых Сил в первую очередь оценивается по уровню дисциплинированности воинов. История не знает ни одного великого полководца, который бы не заботился об укреплении дисциплины в своих войсках. В начале 18-го века российский император Петр I (1672 —1725) , создавая регулярную армию, заложил фундамент, на котором в дальнейшем строилась отечественная военная школа обучения и воспитания. Основой «полков нового строя» царь считал сознательное отношение солдат к воинскому долгу, а также их высокие моральные качества. Он неоднократно повторял, что «все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент». Разработанный Петром I воинский Устав требовал воспитания солдат и офицеров на идеях защиты Отечества, преданности присяге и беспрекословном подчинении младших армейских чинов старшим. Генералиссимус А.В. Суворов (1730 – 1800), величайший русский полководец, не проигравший ни одного из более чем 60-ти данных им сражений, считал дисциплину основой воинской доблести и называл её «матерью победы». «Душой воинской службы» именовали дисциплину участник Семилетней войны генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев (1725-1796)и победитель Наполеона в Отечественной войне 1812 года российский полководец, государственный деятель и дипломат князь М.И. Голенищев-Кутузов (1745 – 1813).
Герой боёв под Плевной и битвы при Шипке в годы русско-турецкой войны 1877-1878, российский генерал от инфантерии М.Д. Скобелев (1843 – 1882), всячески укрепляя порядок в подчинённых ему казацких войсках, требовал от воинов не только строжайшей дисциплины при выполнении приказов высших армейских чинов, но и способности в случае необходимости самостоятельно командовать боевыми отрядами, опираясь на армейский дисциплинарный Устав. Только благодаря чёткому выполнению войсками приказов генерала А.А. Брусилова (1853 – 1926) русская армия осуществила знаменитый прорыв на Юго-Западном фронте Первой мировой войны, разгромив военные группировки Германии и Австро-Венгрии. Опираясь на хорошо организованную и дисциплинированную Красную Армию, советский маршал Г.К. Жуков (1896 - 1974) смог привести нашу страну к величайшей Победе над фашистской Германией. Кандидат философских наук И.Н. Волков в статье «В чём сущность воинской дисциплины?» справедливо подчёркивает: «Воинская дисциплина представляет собой особую форму воинских отношений». Она означает «соблюдение военнослужащими не любых норм и правил поведения, а только таких, выполнение которых обеспечивает нужное для государства состояние Вооружённых Сил».
Каждый солдат должен помнить, что Вооружённые Силы России построены на принципе единоначалия: командир любой воинской части наделён единоличной властью, его приказы обязательны для выполнения, а их игнорирование не допускается. Обсуждение и невыполнение приказов командира является воинским преступлением. К грубым нарушениям воинской дисциплины, особенно в военное время, относятся:
Нарушения воинской дисциплины строго пресекаются в мирное время, но особенно сурово они караются в годы войны. Этот закон действует в армиях всех стран мира, независимо от их политического и экономического строя. Он выработан и проверен тяжёлым боевым опытом многих поколений русских и зарубежных военных и государственных деятелей. Этот закон добровольно принят к исполнению всеми цивилизованными народами, ибо народный опыт войны – самый тяжёлый и самый кровавый. И этот опыт показывает: единоначалие – единственно верная форма иерархических взаимоотношений в Вооружённых Силах. Именно она делает армию непобедимой. И, думается, недопустимо привлекать к обсуждению этого закона, а тем более к его интерпретации, безграмотных в военном отношении людей, стремящихся с помощью популистских методов завоевать дешёвый авторитет в среде молодёжи, как это произошло при создании российского телесериала «Штрафбат» (кинокомпания «МакДос», 2004). Фильм был снят режиссёром Николаем Досталем по одноимённому роману Эдуарда Володарского без привлечения военных консультантов, без использования серьёзных архивных документов, но зато - по воспоминаниям бывших штрафников, тех, кто в годы последней войны грубо нарушал воинскую дисциплину, а затем стремился правдами и неправдами оправдать себя перед нашим народом. В результате Н. Досталь затратил немалую сумму народных денег для создания грязного пасквиля на российскую армию, цель которого – подорвать веру молодых воинов в справедливость государственной и военной власти России. Фильм «Штрафбат» изобилует грубыми искажениями военного законодательства и военной практики, существовавших в годы Великой Отечественной войны:
Тема штрафных рот, батальонов и заградотрядов в российской публицистике освещена очень слабо, поэтому современная молодёжь вынуждена черпать информацию о них из наполовину лживых, искажающих реальную действительность статей и фильмов вроде «Штрафбата». Попытаемся обобщить доступ- ные ныне сведения о штрафных подразделениях, существовав- ших в армиях как прошлого, так и настоящего времени.
Страны Запада
Штрафные легионы Древнего Рима Войны в человеческом обществе велись с первого момента его возникновения, и параллельно с ними развивались армейская структура и военное законодательство. Многие народы внесли в них свой вклад. Так, в древнем Шумере (4-3 тыс. до н.э.) профессиональной армии не было, вместо неё для защиты граждан от внешнего врага использовались городские военные отряды, состоявшие из копьеносцев, лучников и боевых колесниц. В древнеегипетской цивилизации (4 тыс. до н.э. - 4 век н.э.) уже появилась настоящая армия, которая была организована в форме военных поселений, расположенных на наиболее опасных участках границы. Причём, египетская армия уже тогда формировалась на основе военно-политической централизации: фараон являлся верховным главнокомандующим, которому подчинялись назначенные им начальники армии, флота и наёмных войск. В Древнем Египте впервые появились кадровое офицерство и военная гвардия. В Древней Греции (3 - 1 тыс. до н.э.) воинская служба считалась пожизненной обязанностью каждого гражданина полиса. Афинские метеки и периеки-спартанцы использовались в качестве наёмников, могли служить в армии и рабы. Непосредственная служба начиналась с момента объявления войны и заканчивалась с её окончанием.
С легендарных времён в Древней Греции и в Древнем Риме применялась делимация – казнь каждого десятого воина из провинившегося подразделения. Делимация назначалась за такие воинские преступления, как потеря знамени, бунт и дезертирство. Подразделение делилось на десятки независимо от ранга и срока службы воинов, и каждая десятка бросала жребий. Того воина, на кого выпал жребий, казнили его же товарищи. Чаще всего этих людей забивали насмерть камнями или дубинками, либо обезглавливали. Остальные воины из провинившегося подразделения подвергались менее суровым наказаниям, а затем расформировывались и распределялись по другим частям. В более позднее время делимация была заменена вицезимацией (казнь по жребию каждого двадцатого) и центезимацией (казнь по жребию каждого сотого). Таким образом, мы видим, что дисциплинарная ответственность за воинское преступление в армиях древнего мира носила коллективный характер, и только в эпоху Древнего Рима (8 век до н.э. – 5 век н.э.) появляются первые признаки введения личной ответственности человека, совершившего воинское преступление. Это было связано с Пуническими войнами (3 век до н.э.). В битве при Каннах (216 год до н.э.) Ганнибал наголову разгромил войска республиканского Рима, практически уничтожив всю его армию. Мобилизационные возможности республики были на пределе. Рим потерял почти пятую часть мужского боеспособного населения. Добавим к этому, что на сторону Ганнибала перешло большинство бывших римских союзников. Вот тогда впервые, по имеющимся сведениям, и зародилась практика формирования штрафных легионов: в войска начали набирать рабов и преступников. Пунические войны. Ганнибал против Рима.
Первые римские штрафные легионы во время Пунических войн были сформированы на базе шести тысяч уголовников, освобождённых из римских тюрем. К ним добавили несколько тысяч рабов, которые получили право в бою заслужить свободу. Таким способом удалось сформировать два легиона численностью около 5 тысяч воинов и нескольких сотен всадников в каждом. После короткого обучения эти войска поступили в распоряжение древнеримского полководца Тиберия Семпрония Гракха, который объявил им, что каждый, кто принесёт ему хотя бы одну голову карфагенского солдата, получит свободу. В 214 году до н.э., преградив дорогу войскам Ганнибала, штрафные легионы Тиберия полностью уничтожили их. Гракх сдержал слово, и на следующий день после битвы все воины-штрафники получили свободу. В дальнейшем эти легионы преданно служили своему полководцу и оставались с ним до самой его смерти. Они сочли себя свободными от обязательств только после того как тот, кто даровал им свободу, погиб в бою.
«Вечные галеры» Средневековья В эпоху Средневековья наиболее известной формой использования в военных целях дезертиров, преступников, рабов и пленных стали галерные флоты. Они существовали как в Османской империи, так и в армиях Италии, Франции и некоторых других европейских морских держав. В России этот вид наказания впервые был введён Петром Первым и именовался ссылкой на «вѣчныя галеры». Кроме солдат, на галеры ссылались также раскольники и помещики, утаивавшие налоги в государственную казну. Менее популярной была расправа с нарушителями воинского устава путём казни каждого третьего, если беглых было немного, и каждого десятого, если число дезертиров было велико. Во Франции Людовик XIV даже разработал специальный Воинский кодекс, согласно которому военных преступников клеймили королевским знаком лилии, а также обрезали им нос и уши. Эта форма наказания вскоре была введена и в русской армии, где обрезание носа заменили вырыванием ноздрей. Нужно отметить, что подобные законы как в Европе, так и в России распространялись только на рядовой состав армии. Офицеры наказывались менее жестоко.
Так, волонтёров и рабов приковывали цепями к скамьям только на ночь, а каторжники сидели на цепи постоянно. Волонтёры могли носить усы, а рабам оставляли на голове только клок волос. Каторжан же брили наголо и часто клеймили. Во время боя, при необходимости, волонтёров освобождали и давали им оружие для участия в схватке. Все галерники получали на год плащ из грубого сукна, красный кафтан, две рубахи, две пары нижнего белья, пару чулок и красный колпак. У всех этих людей рабочий день был не нормирован, они получали скудное питание и постоянно подвергались избиениям бичами из воловьих жил. Естественно, при таких условиях труда, особенно в годы войны, редкие галерники доживали до освобождения, поэтому власти всех стран, использовавших этот вид наказания, вводили всё новые и новые категории преступников, подлежащих ссылке на галеры. Прежде всего, сюда попадали люди, осуждённые за бродяжничество. В Европе албанцы, греки и евреи набирались в галерный флот насильно или путём покупки. К примеру, продажей своих преступников на галеры в то время активно занималась Австрия, не имевшая тогда своего флота. Турецкая средневековая галера
Особенно тяжёлым было положение рабов и военнопленных на галерах Османской империи. По-турецки галера называлась «кадерга», и именно от этого слова произошло русское название каторги. Основным поставщиком рабов для Турции были крымские татары, совершавшие набеги на пограничные районы Руси. Вот почему большую часть гребцов на турецких галерах составляли славяне. Сохранились сведения о существовании на территории современных Керчи, Кафы и Евпатории больших невольничьих рынков, куда и привозились пленники. Интересно, что русские рабы здесь стоили намного дешевле представителей других народов. Это было связано с тем, что они постоянно бунтовали и даже захватывали галеры, уничтожая их турецкие экипажи. К примеру, в 17 веке турецкий флот каждые 4 – 5 лет терял по одной галере из-за восстания славянских гребцов.
Тёмной ночью Мошкин и его товарищи взорвали этот порох под кормовыми каютами турецких офицеров, одновременно уничтожив до 30 врагов. Вслед за взрывом последовал пожар. Остальные каторжники начали освобождаться от цепей и подоспели на помощь славянам. После жестокого боя с янычарами восставшие захватили галеру, которая являлась довольно большим военным кораблём и имела в трюмах огромный запас боеприпасов, провизии и даже драгоценностей. Мошкин и его команда увели корабль к берегам Европы, захватив по пути другое турецкое судно, перевозившее 200 кг серебра. В Риме славян принял сам папа Урбан VIII. Про похождения Ивана Мошкина была написана книга, которой зачитывалась вся Европа. Власти Сицилии, а также германский император предлагали Мошкину службу в своих флотах, но он и его команда стремились скорее вернуться на родину. Наконец, их мечта осуществилась. Об этом было доложено царю Михаилу Фёдоровичу, и он зачислил героев в русский флот.
Африканский пехотный корпус
Использование штрафных войск во внутренней и внешней политике в 17 веке активно осуществляла Англия. К этому времени она превратилась в мощную Британскую империю, которая проводила грабительскую колониальную политику:
Три английских штрафных полка были созданы в это время в Вест-Индии, несколько штрафбатов - в Австралии и других английских колониях, но наибольшую известность в международной практике получил Королевский штрафной Африканский пехотный корпус, созданный в 1804 году в Сенегале. Корпус был сформирован главным образом из дезертиров и смертников, а также из местных темнокожих туземцев. Африканский штрафной корпус просуществовал с 1804 по 1821 год и использовался правительством Англии для решения самых грязных и опасных дел. Его «боевой путь» сопровождался грабежами, насилием и убийствами, поэтому в настоящее время Великобритания, считающая себя демократическим государством, тщательно уничтожает все следы его деятельности на территории своих бывших колоний.
Штрафные полки Наполеона Следующим этапом в организации и использовании на поле боя солдат-штрафников стал опыт Наполеона I Бонапарта, который, готовясь к войне с Россией и испытывая острую нехватку военных кадров, в 1811 году отдал приказ сформировать несколько штрафных полков из военнопленных, злостных уклонистов и дезертиров. Всего было создано два штрафных Средиземноморских полка (итальянцы и корсиканцы), один полк из голландцев и два полка из французов. Их командующий состав состоял из офицеров элитных подразделений французской армии и гвардии. Осенью 1812 года эти полки были объединены в дивизию, которую Наполеон бросил против русского корпуса под командованием генерала В.Ф. Остен-Сакена, противостоявшего французской армии на вспомогательном южном направлении. В ходе ожесточённых боёв у Волковыска штрафная дивизия Наполеона понесла тяжелейшие потери и не смогла противостоять хорошо обученным русским войскам. Штрафники прозевали внезапную атаку русских, в ночном бою поддались панике и чуть не убили своего командира, приняв его за русского шпиона. Посчитав опыт с использованием штрафников на поле боя неудачным, Наполеон в будущем отказался от этой идеи, а после падения Парижа под ударами русской армии (1814) эти полки и вовсе исчезли.
Общая численность отрядов СТЕ не превышала 2,5 тысячи человек. Тогда же во Франции появились подразделения «нежелательных лиц». Это были штрафные отряды политических заключённых, чаще всего – коммунистов. Оружия им не давали, они действовали (зачастую под огнём противника) в качестве стройбата при фронтовых частях французской армии. Наконец, в 1944 году французское правительство приняло решение сформировать один единственный штрафной батальон для армейских штрафников, который просуществовал до 1972 года. Он, по законам западной демократии, укомплектовывался уголовниками и армейскими штрафниками, и за всё время его существования пропустил через себя 150 тысяч человек, 10% из которых погибли.
«Особые подразделения» вермахта Первые штрафные подразделения в гитлеровской Германии были созданы в 1936 году. Они формировались из политически неблагонадёжных людей, а также солдат вермахта, совершивших уголовные преступления. Первоначально командование этих частей должно было заниматься «перевоспитанием» своих подопечных, но накануне Второй мировой войны штрафбаты превратились в регулярные воинские единицы, из которых путь был один: либо – на фронт, либо в концлагерь. Согласно фашистской статистике, с 1936 по 1939 год через эти подразделения прошло от 3-х до 6-ти тысяч человек. В 1939 году они были распущены. В июне 1940 года видный эсэсовец бригаденфюрер Г.Бергер предложил своему шефу Генриху Гиммлеру создать в вермахте «Особые полевые подразделения» из браконьеров, которые не считались обычными уголовниками и при этом были прекрасными стрелками. Гиммлер инициативу поддержал, и тогда Бергер на роль командира этих подразделений предложил своего друга Пауля Дирлевангера – убеждённого антисемита и нациста. Во вновь созданные батальоны люди направлялись на срок от 3 до 5 лет, и эти части должны были использоваться на наиболее опасных участках фронта. Осенью 1940 года «Особая команда браконьеров» была переименована в особый «Батальон Дирлевангера». Так накануне Второй мировой войны в фашистской Германии появился первый штрафной батальон. В отличие от штрафбатов Красной Армии, солдаты «Дирлевангера» не могли рассчитывать на реабилитацию ни по ранению, ни на основании совершённого подвига. Этот закон позже распространился на все штрафные части германской армии. Штрафной батальон «Дирлевангер» имел статус добровольческого отряда при войсках СС и подчинялся его главе Г.Гимлеру. Если в годы Второй мировой войны в него набирались преимущественно солдаты, совершивших воинское преступление, то, по мере роста фронтовых потерь, сюда стали направлять настоящих уголовников – грабителей и убийц. В первый год войны «Дирлевангер» нёс службу в Польше, где даже военный комендант Варшавы обергруппенфюрер СС Фридрих Крюгер возмущался жестокостью и безнравственностью штрафников. По его требованию, они были переведены в Белоруссию, где использовались для борьбы с партизанами. Здесь их деятельность отличалась ещё большей жестокостью и подлостью. В августе 1942 года Гитлер лично утвердил создание на базе «Дирлевангера» ещё двух батальонов, в которые направлялись теперь только люди, совершившие воинское преступление. А батальон «Дирлевангер» в 1943 году был расширен и переименован в зондер-полк. Он по-прежнему комплектовался уголовниками из германских тюрем, а также русскими полицаями. В борьбе с партизанами полк нёс огромные потери.
Гитлер лично отметил «заслуги» зондер-полка и переименовал его во Вторую штурмовую бригаду СС, которая использовалась при подавлении национально-освободительного движения в Европе, а затем была отправлена на фронт. В боях против Красной Армии дивизия понесла такие потри, что к апрелю 1945 года прекратила своё существование. Кроме штрафных частей «Дирлевангера» в вермахте существовали и фронтовые батальоны для тех, кто преступил армейский закон. В августе 1941 года появились первые германские фронтовые штрафбаты при группе армий «Север». Они именовались «полевыми штрафными подразделениями» (ФГА), все они (22 подразделения) использовались на восточном фронте против Красной Армии. В 1942 году по указанию Гитлера для участия в Сталинградской битве было создано «испытательное подразделение-500». Сюда направлялись только солдаты и офицеры вермахта для искупления своих грехов кровью. Число штрафников в этом подразделении строго регулировалось и составляло ровно 16.500 человек (пехотная дивизия). Всего на восточном фронте немцами было создано примерно 100 «подразделений-500», которые бросались на самые опасные участки боя. Кроме них в вермахте было создано «испытательное подразделение 999», которое именовалось также «военной каторгой» и укомплектовывалось смертниками – узниками концлагерей. Этот штрафной полк бросали в самое пекло – в лобовые атаки против советских войск и часто даже без артподготовки. Чтобы смертники не пытались отступать, позади них выставлялись заградотряды. Срок отбытия службы во всех этих частях составлял 3 - 6 месяцев без права досрочной амнистии. Ещё одной разновидностью фашистских «исправительных отрядов» были штрафные тюрьмы. Их заключённые активно использовались на самых трудных участках советско-германского фронта: они разминировали минные поля, выносили с простреливаемой территории трупы немецких солдат, возводили под огнём противника блиндажи, а также проделывали проходы в ограждениях из колючей проволоки. ![]() Если в советских штрафбатах после ранения вина солдата считалась искупленной, то в фашистских подразделениях «500» и «999» ранение не давало никакой поблажки. Солдата лечили в госпитале и снова отправляли в штрафбат. По статистике здесь выживало всего 10% бойцов. Также если в советских штрафбатах срок службы составлял 3 месяца и за ранение или проявленное геройство в бою солдата могли амнистировать и даже наградить, то рядовые вермахта в штрафниках ходили «от звонка до звонка». И никакие заслуги не могли изменить это положение. Естественно, ни о каких наградах штрафники даже мечтать не могли. Особенно большие потери немецкие штрафные части понесли в Курской битве и в сражении за Днепр, где их обязанностью была охота за советскими танками и обслуживание дотов, в которых их приковывали кандалами к пулемёту. Всего через штрафные батальоны вермахта за годы войны прошло 198.000 человек.
Сегрегированные дивизии Америки Соединённые Штаты Америки, как и Великобритания, считают себя «передовым лагерем западной демократии» и поэтому не любят афишировать свою принудительную деятельность по организации и использованию солдат в войсках штрафных подразделений. Любая информация по этому вопросу изымается из Интернета и других доступных читателям источников. Однако некоторые сведения о существовании в США штрафных батальонов всё же сохранились.
На прилагаемой фотографии можно видеть один из этапов такой подготовки. Подпись под снимком гласит: «Тренировка заключённых пенитенциарных учреждений штата Огайо для сражения в легионе армии США». Режимы этих отрядов характеризовались как «тюрьма в тюрьме». Их никто не контролировал, и они не несли никакой ответственности за состояние своих заключённых, фамилии которых держались в строжайшей тайне. Лишь случайные утечки информации дают представление о «демократических методах» воздействия сотрудников этих тюрем на беззащитных заключённых. Главными из этих методов являлись изощрённые физические и психологические пытки.
Они были обязаны отслужить в этих дивизиях полтора года и за это получали жалование. Как и штрафники-уголовники, военнослужащие сегрегированных дивизий использовали только на Тихоокеанском флоте в качестве морпехов и бросались в бой перед наступлением основных американских войск. Естественно, они несли самые тяжёлые потери, спасая своими жизнями белых солдат Америки.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Дисциплинарии Павла Первого В России практика наказания провинившихся армейских офицеров известна с 18 века. Сохранилась легенда о том, как Павел I отправил в Сибирь проштрафившийся на военном смотре полк. Штрафниками в 18 веке становились исключительно офицеры, которые за нарушение воинской дисциплины наказывались разжалованием в рядовые и отправлялись в военные крепости, расположенные на дальних границах страны. Рядовые солдаты искупали свою вину собственной жизнью. Их прогоняли сквозь строй шпицрутенов, что чаще всего заканчивалось смертью человека. Шпицрутены – это гибкие древесные прутья для телесных наказаний, упоминание об использовании которых в армии сохранилось ещё со времён Древнего Рима, но официально они были узаконены в 17 веке в Швеции. Оттуда этот вид наказания был заимствован Петром I и с 1701 года использовался в русской сухопутной армии. Перед применением шпицрутены смачивались в солёной воде, что приносило жертве тяжёлые страдания. Осуждённого солдата проводили сквозь строй из 100 – 800 человек, которые били его прутьями по спине. Этот вид наказания применялся в русской армии вплоть до середины 19 века: за неопрятность в одежде (100 ударов), за пьянство (300-500 ударов); за воровство (500 ударов), за побег (от 5 до 10 тысяч ударов).
Штрафные полки Николая Первого 14-го декабря 1825 года 30 офицеров российской армии вывели на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга около 3000 солдат Московского и Гренадёрского полков и несколько сотен матросов Гвардейского Морского Экипажа. Это была попытка ликвидировать в стране самодержавие и крепостное право и перевести российскую экономику на капиталистический путь развития. Эта попытка, как известно, не удалась, но именно она стала причиной создания в России первых офицерских и солдатских штрафных подразделений. Сразу после восстания декабристов был создан штрафной полк из солдат и матросов, принимавших участие в событиях на Сенатской площади. Всех их немедленно отправили на Кавказ, где шла Первая Кавказская война (1818-1864). Здесь эти люди должны были искупить свою вину участием в кровавых боях с горцами. Штрафниками стали и некоторые русские офицеры: рядовыми в Отдельный Кавказский корпус были переведены А.А. Бестужев, В.С. Толстой, А.И. Одоевский, М.М. Нарышкин и другие участники восстания. Всего в рядах Кавказского корпуса числилось около 100 разжалованных в рядовые офицеров-декабристов. Пятая часть из них погибла в боях с горцами. Рядом с ними сражались те из дворян, кто, зная о готовящемся восстании, не выдал его участников: друг Лермонтова Р. Дорохов, один из князей Трубецких, подполковник-гусар Г. Нечволодов. На положении штрафника оказался и сам М.Ю.Лермонтов, не принимавший никакого участия в декабристском восстании. Позже за теми офицерами, кто выжил в этой войне и смог вернуться в Россию, был установлен жёсткий жандармский надзор.
Штрафдивизионы Николая Второго Уже в самом начале Первой мировой войны царскому правительству стало ясно, что русская армия сражается хуже немецкой: войска с трудом поднимались в атаку, допускали панические отступления без приказа, массово сдавались в плен. Для наведения порядка в действующей армии Николая II принял ряд мер, отражённых в специальном Указе:
Последний пункт этого Указа был реализован в первые же месяцы войны. Он касался как сухопутной армии, так и Военно-Морского Флота. К примеру, несколько штрафных батальонов было создано специально для моряков Северного флота, где дисциплинарные преступления наблюдались особенно часто. Эти штрафбаты направлялись на самые тяжёлые участки фронта. Так, им пришлось оборонять Моонзундские острова, и здесь русские моряки проявили себя как грамотные и мужественные воины. Было создано несколько штрафбатов на Западном и Юго-Западном фронтах. Прежде всего, это были артиллерийские дивизионы, где служба была в те времена очень опасной. В таком дивизионе служил будущий советский писатель Борис Лавренев (1891-1959), автор известной пьесы «Разлом» и экранизированной повести «Сорок первый». При мобилизации его сочли неблагонадёжным и отправили на самый опасный участок фронта. Особое наказание было предусмотрено для попадавших в штрафные части офицеров. Им предлагался выбор: трибунал или школы подготовки военных лётчиков. В 1916 году Россия в своей армии имела уже около 80 армейских авиационных отрядов, которые располагали более чем 1.000 аэропланов. Лётчиков для ведения боевых действий катастрофически не хватало, поэтому в авиации и использовались офицеры-штрафники, обладавшие нужным образовательным уровнем. Они летали на тяжёлых бомбардировщиках типа «Ильи Муромца». Кроме того офицеров, нарушивших Устав, направляли рядовыми в бронедивизионы, где они часто погибали в первом же бою. Эти жёсткие меры, безусловно, дали положительные результаты. По данным германского Генерального штаба, в 1916-1917 гг. в плен к немцам попало всего 5 тысяч русских солдат и офицеров, причем почти все они – с тяжёлыми ранениями или контузиями.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
Первые годы Советской власти Впервые вопрос о применении особых мер к «трусам, шкурникам, громилам и хулиганам», затесавшимся в Красную Армию, был поставлен перед советским Генштабом в августе 1918 года. Особым приказом Л.Д. Троцкого командирам вменялось в обязанность ставить на документах проштрафившихся солдат и офицеров штамп: «За порочное поведение изгнан из рабоче-крестьянской Красной Армии». А в январе 1919 года Реввоенсовет создал первые штрафные роты и батальоны при 9-й Кубанской армии Южного фронта (командующий М.Ф. Блинов). В дальнейшем, по распоряжению Л.Д. Троцкого, штрафные подразделения начали формироваться во всех войсках РСФСР, принимавших участие в боевых действиях. За семь месяцев 1919 года в штрафбаты было отправлено около 50-ти тысяч злостных дезертиров, мародёров и бунтовщиков. Штрафные батальоны в первые годы Советской власти использовались не только на фронтах Гражданской войны, но и при восстановлении разрушенного войной хозяйства. В 1920 году для этого начали формироваться трудовые армии, частично укомплектованные штрафниками. Во главе этих армий ставились заслуживающие доверия красные офицеры и гражданские специалисты. Первыми были созданы Кубано-Грозненская, Украинская, Казанская и Петроградская трудовые армии, в лексиконе которых появился новый термин: «трудовое дезертирство». Через несколько месяцев в стране уже действовало более десяти трудармий общей численностью до 30 тысяч человек каждая. Они использовались при добыче нефти и торфа, на лесозаготовках, на восстановлении транспортной инфраструктуры страны, а также при осуществлении политики продразвёрстки. Наряду со штрафниками в трудовых армиях были задействованы военные и гражданские добровольцы, о подвиге которых можно прочитать в книге Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Пик использования «трудовых штрафников» в народном хозяйстве пришёлся на эпоху военного коммунизма. Благодаря этим соединениям, был смягчён тяжелейший кризис транспортной системы страны и ускоренно восстанавливались территории, освобождённые от оккупации Белой армией, японскими и европейскими интервентами. Трудовые армии действовали в РСФСР с 1919 по 1922 гг., а после перехода к политике НЭПа все они были ликвидированы. Штрафбаты Великой Отечественной
В СССР штрафные части существовали с 25 июля 1942 по 6 июня 1945 гг. Формироваться они начали сразу после публикации известного сталинского приказа № 227 «Ни шагу назад». Приказ появился в связи с резким обострением обстановки на фронте, когда после поражения в Харьковской операции и неудачных боёв на юге России советские войска с большими потерями отступали к Волге. К этому времени фашисты захватили уже значительную территории СССР, и часть советских солдат поддалась панике. Участились случаи дезертирства и добровольного перехода на сторону противника. Под ударами вермахта страна теряла густонаселённые и наиболее развитые промышленные и сельскохозяйственные районы, и дальнейшее отступление грозило Советскому государству гибелью. Только в первой половине 1942 года чекисты задержали более 300 тысяч человек, заподозренных в дезертирстве. 10 тысяч из них после представления убедительных доказательств были расстреляны прямо перед строем, остальные должны были искупить свою вину. В этих условиях Приказ № 227 был необходим. На его основе, для укрепления воинской дисциплины в Красной Армии, создавались штрафные батальоны численностью около 800 человек для рядового состава армии и штрафные роты для офицеров по 150 - 200 человек в каждой. Эти части направлялись на самые тяжёлые участки фронта, чтобы нарушившие присягу воины могли искупить кровью свою вину перед Родиной. В условиях боевых действий штрафные подразделения выполняли сложные и ответственных задачи:
Штрафные роты комплектовались исключительно из офицеров, а в штрафбаты направлялись не только рядовые военнослужащие, но и гражданские лица, осуждённые советским судом за совершение нетяжких преступлений. При этом военным трибуналам и гражданским судам запрещалось направлять в штрафбаты закоренелых уголовников и людей, осуждённых за контрреволюционную деятельность, а также дезертиров-рецидивистов. Однако, известны единичные случаи направления в штрафные подразделения политических заключённых, осуждённых по 58-й статье на небольшие сроки (до 5 лет). Так, в 1942 году в одну из штрафных рот Калининского фронта был направлен курсант Ташкентского пехотного училища Владимир Карпов, осуждённый за «антисоветскую деятельность» на 5 лет лагерей. Впоследствии этот человек стал Героем Советского Союза и известным советским писателем.
Находясь в одном из уральских исправительных лагерей (1941), Владимир регулярно обращался к советскому правительству с просьбой отправить его на фронт. Наконец, в конце 1942 года его просьба была исполнена. В составе штрафной офицерской роты молодой курсант проявил себя преданным и смелым бойцом и был награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Через год с него сняли судимость и направили в действующую армию, где он стал командиром взвода разведчиков. Летом 1943 года, находясь в тылу врага, Карпов обнаружил крупную группировку вермахта и, вызвав огонь на себя, грамотно корректировал работу советской артиллерии, в результате чего было уничтожено до 200 солдат и офицеров противника и значительное количество его боевой техники. Указом Президиума Верховного Совета СССР старший лейтенант В.В. Карпов был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. Кроме того, за период своего командования разведгруппой он участвовал в захвате 79 «языков». Не случайно в армии о нём сложили стихи:
После войны молодой офицер окончил Высшую разведывательную школу Генштаба, а затем Военную академию им. М.В. Фрунзе. До 1965 года он работал в Генштабе (ГРУ), а затем командовал полком в Туркестанском Военном округе. Одновременно Владимир Васильевич начал публиковать свои литературные произведения – рассказы, повести, романы. После увольнения в запас он исполнял обязанности первого секретаря правления Союза Писателей СССР, а также – редактора журнала «Октябрь». На телевидении вёл передачу «Подвиг». В 1989 году был избран народным депутатом СССР. Вплоть до 1991 года советский писатель В.В. Карпов выступал в печати с новыми интереснейшими книгами, среди которых можно назвать повести «Двадцать четыре часа из жизни разведчика», «Командиры седеют рано», «Жили-были разведчики», романы «Вечный бой», «Маршальский жезл», «Полководец». Скончался Владимир Васильевич в 2010 году, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. В 1997 году российское Издательство военной литературы выпустило полное собрание сочинений этого замечательного писателя. Судьба этого человека подтверждает тот факт, что в Красной Армии, в отличие от европейских и американских штрафбатов, человек мог полностью искупить свою вину и заслужить право на уважение и любовь своего народа. Согласно советскому законодательству, осужденные трибуналом воины после отбытия в штрафных подразделениях назначенного судом срока (не более 3-х месяцев) освобождались и восстанавливались в прежнем звании и прежней должности. За боевое отличие бывшие штрафники могли быть освобождены досрочно, а также представлены к государственным наградам. Тем, кто в ходе боёв получал инвалидность, назначалась пенсия. Родственникам погибших воинов выплачивались денежные пособия на общих основаниях.
Отдельные штурмовые батальоны В 1943 году в Красной Армии к обычным штрафбатам были добавлены так называемые Отдельные Штурмовые Стрелковые Батальоны (ОШСБ). Это были особые офицерские части, сформированные из заключённых, содержавшихся в специальных лагерях НКВД. В них направлялись исключительно бывшие офицеры РККА. В условиях военного времени многие из них были приговорены к расстрелу за оставление поля боя, за трусость, за саботаж (например, срыв графика движения техники), за невыполнение приказа вышестоящего командира и, особенно, – за плен. В этих же батальонах проходил дальнейшую службу старший командно-начальствующий состав Красной Армии, долгое время находившийся на оккупированной немцами территории и не участвовавший в партизанском движении. Каждый такой батальон комплектовался из 930 человек. Эти части считались батальонами прорыва и направлялись на самые опасные участки фронта. Их личный состав именовался «рядовыми-офицерами». В красноармейских книжках этих воинов было записано: «красноармеец-лейтенант», «красноармеец-майор», «красноармеец-полковник». Командовали этими частями лучшие, тщательно отобранные и хорошо подготовленные офицеры и комиссары Красной Армии, а низшие должности исполняли сами штрафники. Всему личному составу таких батальонов устанавливалась особая полувоенная форма и полагались денежные оклады. Их семьям предоставлялись все права и преимущества, определённые законом для семей начальствующего состава. Для военнослужащих ОШСБ был установлен срок участия в боях в течение 2-х месяцев или – до первого награждения орденом за проявленную доблесть. После этого бывшие штрафники восстанавливались в правах и направлялись в действующую армию на командные должности. Согласно документам, среднемесячные потери личного состава в особых штурмовых батальонах были на 52% больше, чем в обычных войсках.
Отличился 8-й особый штрафной батальон также в боях за Ленинград, при освобождении Киева, и в момент Битвы за Днепр. Фашистам также пришлось столкнуться с «бандой Рокоссовского» во время операции «Багратион» (освобождение Белоруссии). Более подробно о боевом пути этого небольшого воинского подразделения можно прочитать в книге российского писателя и историка Александра Пыльцина «Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина». Автор подчёркивает, что маршал К.К. Рокоссовский доброжелательно и уважительно относился к офицерам, попавшим под трибунал, и именно его лояльность и спокойствие, его человечность по отношению к подчиненным заставляли офицеров-штурмовиков проявлять чудеса героизма.
Его обороной руководил командующий 9-м горным корпусом СС генерал К. фон Пфеффер-Вильденбрух. Ему подчинялись две кавалерийские дивизии, две танковые дивизии и три артиллерийские бригады вермахта, а также две венгерские пехотные, танковая и артиллерийская дивизии под командованием генерал-полковника И. Хинди. Штурм Будапешта был поручен Второму и Третьему Украинским фронтам. 1 января 1945 года к штурму восточной части Будапешта приступили части 2-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Первой целью стал Королевский дворец, прикрытый холмом св. Геллерта. Холм располагался на берегу Дуная, а его высота достигала 235 метров. Вершина этой горы была занята отборными немецкими частями, и её нужно было взять штурмом. Для этого сюда были переброшены офицерские штурмовые батальоны, которым было приказано очистить от фашистов холм Геллерта одним броском. При этом указывалось: тот, кто во время атаки ляжет на землю, будет расстрелян как паникёр и трус. Перед началом наступления советских войск вершина холма была «обработана» фронтовой авиацией, после чего в бой вступили наши пехотные части. Впереди основных сил был брошен штрафной офицерский батальон, воины которого, несмотря на сильный автоматно-пулемётный огонь врага, бесстрашно пошли вперёд. Ни один из них не лёг, не вышел из боя, не отступил. Они врывались в окопы обороняющихся фашистов, уничтожая на своём пути всё, что уцелело после бомбовых ударов. В некоторых местах возникали рукопашные схватки, кто-то из офицеров забрасывал гранатами доты врага, другие штыками и ножами уничтожали отступающих гитлеровцев. После первых успехов в атаку поднялись пехотинцы маршала Р.Я. Малиновского, и через короткое время холм Геллерта был освобождён от гитлеровцев. Сразу после боя оставшимся в живых офицерам штурмового батальона было объявлено о снятии с них судимости. Ещё через сутки их распределили по действующим частям Красной Армии. Все они заняли места командиров с восстановлением всех прав.
Штрафбаты в танковых войсках РККА Приказ о создании в Красной Армии штрафных танковых батальонов И.В. Сталин подписал 10 августа 1942 года. В приказе отмечалось, что советские танковые части и соединения часто несут большие потери из-за неисправности боевых машин, из-за скрытного желания некоторых танкистов уклониться от боя. Говорилось также о существовании небольшого числа танкистов, склонных к шкурничеству и мародёрству. Директива требовала усилить технический контроль за состоянием танков, сводить в штрафные танковые роты личный состав, уличенный в саботаже или во вредительстве. Эти роты приказывалось под личным наблюдением командиров танковых корпусов или бригад использовать на наиболее опасных направлениях и тем предоставить осуждённым воинам возможность искупить свою вину. Одновременно Приказ требовал «безнадежных, злостных шкурников немедленно изымать из танковых частей, лишая их присвоенного им звания, и в качестве рядовых бойцов направлять в штрафные пехотные роты для выполнения наиболее трудных задач в наземных частях». В штрафные танковые подразделения направлялись не только рядовые воины, но и лица командного состава. Например, в переменном составе 8-го отдельного штрафного танкового батальона находились осужденные за различные нарушения бывшие начальник штаба танковой бригады и военный комиссар танковой бригады, о которых упоминает в своей статье военный историк и писатель А.Мороз («Искупление кровью. Как 8-й отдельный штрафной батальон прошёл с боями от Волги до Одера», «Красная Звезда», 16 июня 2006 г.). В июне 1944 года в штрафбат был направлен офицер связи 52-й гвардейской танковой бригады лейтенант Золотухин, потерявший пакет с секретными документами (Баранец В. «Пять мифов о штрафбатах», Комсомольская Правда, 26 июля 2007 г.).
ОШТБ комплектовались в среднем из 50 – 100 боевых машин, которые бросались в бой на самых опасных участках фронта. Когда в батальон прибывали новые штрафники, их танк окрашивался в горизонтальную чёрно-белую полоску, а номер машины рисовался на башне. Немцы знали эти штрафные батальоны РККА и боялись их. Более подробно о боевых действиях штрафных танковых рот и батальонов можно прочитать в книге военного писателя Владимира Николаевича Першанина «Штрафник из танковой роты».
Штрафные эскадрильи Личный состав Военно-Воздушных сил РККА в первые месяцы войны за нарушение воинской дисциплины и за уклонение от боя направлялся в штрафные пехотные части. Однако позже, по инициативе самих авиаторов, были сформированы особые штрафные авиационные эскадрильи трёх типов: истребительные (Як-1 и ЛаГГ-3), штурмовые (Ил-2) и бомбардировочные (У-2). Каждая такая эскадрилья комплектовалась из десяти самолётов и подчинялась той дивизии, в которой раньше служили штрафники. Как и в пехотном штрафном батальоне, руководящий состав подобной эскадрильи подбирался не из штрафников. Он включал 5 человек: командира и комиссара эскадрильи, заместителя командира, его адъютанта и старшего техника. Остальной командный, рядовой технический и летный составы укомплектовывались только за счет штрафников. При этом предусматривалось единственное исключение: при недоукомплектованности штрафной эскадрильи легкобомбардировочной авиации стрелками-бомбардирами комдиву разрешалось замещать указанные должности не штрафниками. Бойцов-штрафников в пехоте за подвиги представляли к государственным и правительственным наградам. Они изначально знали, на какой срок отправлены в штрафной батальон - этот срок не мог быть более трех месяцев. Боевое ранение, каким бы ни была его сложность, признавалось свидетельством полного искупления вины. Авиаторы же в данной ситуации предпочли иной критерий подхода - количество и результаты боевых вылетов и качество технической подготовки самолётов. Некоторые летчики не могли избавиться от статуса штрафника и за пять месяцев. Получив в небе ранения, ожоги, они в обычные части не переводились. Причины перевода боевых лётчиков в штрафные эскадрильи были самые разные. Так, 5 июня 1943 г. командир 10-го учебно-тренировочного авиаполка отправил в Астрахань на самолете УТ-2 младшего лейтенанта Минченко и старшину Минина. На полевом аэродроме Началово им надлежало принять самолет Як-1 и вернуться в полк парой. Но летчики к установленному сроку не вернулись. Выяснилось, что они самовольно вылетели из Астрахани в Кизляр за спиртом и при взлете с пустыря повредили самолет УТ-2. В приказе по этому поводу командующий 8-й воздушной армией отмечал, что за такое исключительное хулиганство Минченко и Минин заслуживают предания суду военного трибунала, но, учитывая их отличную технику пилотирования, а также то, что в полку они были инструкторами, он предоставил им возможность искупить вину в штрафной эскадрилье.
Одна из штрафных эскадрилий была сформирована в 1942 году на Южном направлении. Командовал ею капитан А. Дикий. Было ему тогда всего 25 лет. К этому времени он уже прошёл финскую войну и с первого дня сражался на фронтах Великой Отечественной. В сентябре 1942 года ему поручили штрафную эскадрилью. В ней было сначала всего три лётчика, потом прислали ещё троих. Воевали парни на И-153 – «Чайках». Бились умело и достойно. Задача у них была - прикрывать наши штурмовики. С этим они справлялись и немцев гоняли неплохо. А. Дикий в 1943 году получил Героя Советского Союза. Окончил он службу полковником. Попадали в штрафные эскадрильи и техники. Один попался на краже запчастей в соседнем полку, другой что-то перемудрил при заправке и самолёт сгорел, ещё были случаи, когда зимой техники замораживали системы в движках. Их отправляли в штурмовые эскадрильи стрелками. Каждый мог оправдать себя, если совершит тридцать боевых вылетов. Любопытно отметить, что на фронтах Великой Отечественной войны не было зафиксировано ни одного случая, чтобы советские лётчики-штрафники перелетели к немцам или совершили какое-либо вредительство. Парни понимали, что совершили проступок и отбывали наказание честно и по всем правилам.
Штрафные роты ВМФ Как и лётчики-штрафники, личный состав Военно-Морского Флота СССР за различные нарушения первоначально направлялся в штрафные пехотные части. Однажды, в 1942 году, по воспоминаниям командира штрафной пехотной роты И.И. Рощина, к нему привезли необычное пополнение. Это были моряки из Поти – человек тридцать. Пополнение оказалось действительно необычным – в прямом смысле слова боевым. Вернувшись на корабли с очередного задания, моряки пошли в увольнение. Помянули погибших товарищей и обратили внимание на рыночных торговцев – здоровенных молодых мужиков, которые по всем правилам войны должны были находиться на фронте. Ну моряки и объяснили им это на деле, за что угодили в штрафбат. С 1944 года моряков, совершивших правонарушение, начали отправлять на речные флотилии СССР. Осуждённых на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах направляли в штрафные части Краснознамённой Днепровской флотилии, штрафников Черноморского флота – в штрафбаты Дунайской флотилии. Здесь советские моряки показали себя мужественными и умелыми бойцами, за что многие из них были реабилитированы и награждены боевыми орденами и медалями. Особо прославились морские штрафные батальоны в 1943 году во время освобождения Новороссийска. Здесь из штрафников были созданы два десантных батальона, брошеных на передовую в первом эшелоне. В течение трёх суток советские моряки обороняли захваченный плацдарм и 706 человек из них погибли под ливневым огнём противника.
Советский писатель Г.В. Соколов, работая над книгой «Нас ждет Севастополь», изданной в 1981 г., разыскал многих выживших участников этих боев на Малой земле и описал их подвиги. О том, как сражались штрафники под Новороссийском, можно прочитать и в воспоминаниях командира 613-й отдельной штрафной роты Черноморского флота С.Т. Григорьева «Так сражались коммунисты». Сам командир штрафной роты за эти бои был награжден орденом Красного знамени и с него сняли судимость. Так же отважно сражались его бойцы. Особый героизм они проявили в бою за холм, на вершине которого находились специальные части вермахта. Моряки захватили 4 вражеских ДЗОТа и уничтожили более 100 солдат и офицеров противника. Командир роты капитан В. Григорьев в этих боях был дважды ранен, но остался в строю и продолжал руководить боем. О бойцах и командирах 613-й отдельной штрафной роты можно сказать коротко. Все они честно выполнили свой долг перед Родиной. Наступление советских штрафников под Новороссийском поломало планы немецкого командования, которое готовило наступление на этом участке фронта.
Штрафники-кавалеристы
![]() ![]() ![]() Развивая перед Великой Отечественной войной бронетанковые войска, советское правительство начало сокращать кавалерийские части. Уже к 1937 году их численность уменьшилась в два раза. Но известное бездорожье Восточной Европы заставило и нас, и немцев пересмотреть взгляды на роль конницы во Второй мировой войне. Уже 15 июля 1941 года, подводя итоги первых недель войны, маршал Г.К. Жуков писал: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…» Оказалось, что кавалерия незаменима для стремительных рейдов по тылам противника, для налётов и диверсий в тылу врага. Скорость коня невелика (не более 20 км/час), но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника. Летом1941 года в оборонительном сражении под Смоленском рейды пяти кавалерийских дивизий по немецким тылам задержали германское наступление, обеспечив советским войскам возможность перегруппировки. Однако и в кавалерийских эскадронах не обходилось без ошибок и нарушений Устава. Так, весной 1942 года при выходе из окружения командование 63-й кавалерийской дивизии потеряло боевой знамя! Найти его так и не удалось. В результате вся дивизия была переведена в разряд штрафных, а её командиры понижены в звании.
Заградительные отряды Заградительные отряды – это особые воинские формирования, которые обычно размещаются позади основных сил армии, прямо на передовой или в ближнем прифронтовом тылу, и предназначаются для поддержания воинской дисциплины и предотвращения паники в момент боя. Обычно заградотряды создаются в наиболее тяжёлые моменты боевых действий. Впервые конные заградотряды упоминаются в античных хрониках. Греческий историк 4 века до нашей эры Ксенофонт называет их «задней шеренгой». В своём труде «Киропедия» он сообщает о существовании «задней шеренги» в многонациональном войске персидского царя Кира. В её задачу входило «ободрять тех, кто выполняет свой долг, сдерживать угрозами малодушных и карать смертью всех, кто вознамерится повернуть в тыл, вселять в трусов больше страха, чем враги». Известно также, что аналогичные «задние шеренги» в своих войсках использовал и царь Македонии Филипп, отец Александра Македонского. В 13 веке тактику заградотрядов применяли Чингисхан и его последователи, поскольку их войско также было многонациональным и формировалось на основе принудительного набора. В авангарде наступающих монголо-татарских сил ставились ударные части из покорённых народов, а позади них шли заградотряды из верных воинов. Знаменитый французский полководец Блез де Монлюк (1499-1577), мемуары которого Генрих IV назвал «солдатской библией», также создавал особые войска, которые ставил позади своей армии, чтобы они безжалостно убивали всех, кто осмелится на поле боя покинуть строй или побежать от врага. Король Пруссии Фридрих II с подобными же целями использовал тыловые шеренги из унтер-офицеров. Даже на марше и во время ночёвок он приказывал окружать колонны солдат и стоянки войск конными офицерскими отрядами. А для контроля за войсками во время боя в его армии были созданы конные флигель-роты (фланговые роты) во главе с флигельманами, которые отвечал за воинскую дисциплину солдат на поле боя. Флигель-роты разворачивались позади атакующих войск. Фридрих Великий с удовлетворением отмечал, что прусскому солдату легче выжить в бою, чем убегая от противника. Заградотряды прусской армии были безжалостны. В дальнейшем подобная тактика контроля за наступающей армией нашла применение в Европе, в Америке и в Азии. Заградотряды использовались в ходе Наполеоновских войн, Гражданской войны в США, при подавлении Тайпинского восстания и во многих других военных конфликтах. Пётр I ставил позади слабо обученных рекрутских отрядов калмыкскую конницу, вооружённую пиками.
Впервые массовое применение заградотрядов отмечено в годы Первой мировой войны: они существовали во всех сражающихся армиях и назывались «батальонами смерти». Современники отмечали: «За спиной у русских солдат размещались многочисленные формирования французов, оснащенные артиллерией и готовые открыть огонь в случае, если русские дрогнут». Писал о силовом подавлении массовой паники и генерал Врангель. В июле 1917 года против побежавшего Кавказского полка он использовал артиллерийский обстрел, что помогло остановить поддавшихся панике солдат. В приказе по 8-й армии генерала Брусилова от 15 июня 1915 года было четко прописано: «Сзади нужно иметь особо надёжных людей и пулемёты, чтобы, если понадобится, заставить идти вперёд и слабодушных. Не следует задумываться перед поголовным расстрелом целых частей за попытку повернуть назад или, что ещё хуже, сдаться в плен».
Советский Союз
Заградотряды Троцкого (1918-1922)
В России в годы Гражданской войны (1918-1922) заградительные отряды существовали и у «красных», и у «белых». Инициатором их создания в Красной Армии был Л.Б. Троцкий. Именно он в годы «военного коммунизма» стал инициатором формирования силовых структур для наведения порядка в войсках. Уже в 1918 году по его инициативе были созданы заградотряды и так называемые «летучие сотни», которые активно использовались в боях под Казанью, при ликвидации мятежа Чехословацкого корпуса, при подавлении восстания в Кронштадте. 11 августа 1918 года Л.Б. Троцкий подписал знаменитый Приказ № 18, который гласил: «Если какая-либо часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым - командир... Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули». И последующие события показали, что Троцкий не шутил. ![]() После самовольного отступления 2-го Петроградского полка в бою под Свияжском все беглецы были арестованы и преданы суду военного трибунала, а комиссар и командир части были расстреляны перед полком. Однако Реввоенсовет вскоре пришёл к выводу, что расстрел дезертиров – не лучшее решение для наведения порядка в армии, поэтому при первом аресте нарушителям разрешалось искупать вину в штрафных батальонах, которые в обиходе именовались «опороченными частями». Их контингент обувался в лапти и должен был носить на рукаве чёрную полосу.
Последний раз созданные Троцким штрафбаты и заградотряды использовались на Дальнем Востоке и в Забайкалье в боях с японцам и конными казачьими бандами атаманов Семёнова, Гамова, а также барона Унгерна. Вместе с действующей Красной Армией они внесли свой вклад в освобождение этих районов от свирепствующих там банд белоказаков. К концу 1921 года, в момент перехода к НЭПу, в Красной Армии все штрафные и заградительные части были ликвидированы.
Заградотряды в годы войны (1941-1945)
В годы Великой Отечественной войны заградотряды начали создаваться в Красной Армии в ходе Сталинградской битвы после публикации известного Приказа № 227. Все старшие командиры РККА получили приказ: «сформировать в пределах армии от трёх до пяти хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной». Заградотряды существовали как в структуре Наркомата обороны, так и в НКВД. Главной задачей армейских заградотрядов были пресечение в войсках паники и неорганизованного отступления во время боя. Но эти части не отсиживались в тёплых блиндажах позади наступающих войск, а в большинстве случаев бок о бок с основным силами армии сражались с врагом. В связи с этим советские заградотряды во время наступления или обороны несли большие потери, а в штабы армий постоянно шли письма о том, что заградотряды в Красной Армии используются не по назначению.
Для этого выставлялись специальные дозоры на фронтовых дорогах и на путях передвижения беженцев. Всех задержанных воинов проверяли и либо передавали в распоряжение военных трибуналов, либо помогали им найти свои части и продолжить там воинскую службу. В особо исключительных случаях, когда обстановка требовала принятия решительных мер для немедленного восстановления порядка на фронте, начальнику особого отдела представлялось право расстрела дезертиров на месте. При этом в дальнейшем ему приходилось отвечать за каждый подобный случай. Если выяснялось, что начальник особого отдела превысил свои полномочия, его самого ждал трибунал.
Третий рейх «Цепные псы» фюрера (1941-1945)
Функции заградительных отрядов в фашисткой армии выполняли подразделения полевой жандармерии, прозванные в германских войсках «цепными псами» фюрера за металлические бляхи, которые они носили на шее. На этих бляхах готическими буквами была выгравирована надпись: «Полевая жандармерия». Ещё одним опознавательным знаком этих отрядов были цветные шевроны на рукавах солдат: оранжевые - для рядовых и серебристые – для офицеров. Эти войска не пользовались в вермахте особой любовью: их боялись враги и ненавидели свои.
В годы Второй мировой войны в вермахте существовали части полевой жандармерии в сухопутных войсках, на флоте и в войсках СС. Каждой армии был придан батальон, а каждой дивизии - рота полевой жандармерии. Эти спецвойска были полностью моторизированы (мотоциклы, вездеходы, автомобили повышенной проходимости). Несколько позже, в период Сталинградской битвы, к этим войскам были добавлены полицейские полки СС и батальоны фельдегерей. Все они во время боя без предупреждения отстреливали прежде всего отступающие штрафные 500-е батальоны, а также на месте казнили захваченных паникёров и дезертиров. Своих заградотрядов немецкие солдаты боялись больше, чем советских партизан, так как помилования от «цепных псов» фюрера ждать не приходилось.
ДИСБАТ Дисциплинарный батальон – специальное штрафное формирование в армиях многих стран для наказания совершивших воинское преступление в мирное время рядовых солдат и курсантов высших военных учебных заведений. В Российской империи первые дисциплинарные подразделения были созданы в 1866 году при императоре Александре ІІ и именовались военно-арестантскими ротами и батальонами. Туда отправляли провинившихся солдат, младших командиров и политически неблагонадёжных лиц. Через год, в ходе военной реформы, военно-арестантские подразделения были преобразованы в военно-исправительные роты, а также был значительно уменьшен срок наказания (с 6 до 3 лет). Срок пребывания в такой роте не засчитывался в общий срок несения военной службы. В 1879 году военно-исправительные роты были преобразованы в дисциплинарные батальоны и дисциплинарные роты, а заключённые теперь, в случае примерного поведения, могли рассчитывать на значительное сокращение службы в них. При этом пребывание в таких подразделениях теперь засчитывалось в общий срок службы. В СССР дисциплинарные батальоны появились в 1940 году. В них направлялись солдаты и сержанты Красной Армии, осуждённые военным трибуналом на срок от шести месяцев до одного года за самовольные отлучки из воинской части, или до двух лет - за уголовные преступления незначительной тяжести. С началом Великой Отечественной войны все дисциплинарные батальоны (за исключением тех, что находились на востоке СССР) были расформированы, а их состав переведён в штрафные батальоны. По окончании войны те заключённые, с кого не была снята судимость, возвращались в прежние дисциплинарные батальоны. На момент распада СССР на его территории действовали 20 дисциплинарных батальонов, в которых содержалось 17 тысяч человек.
Срок нахождения в дисбате, за исключением особых случаев, не засчитывался в общий срок действительной военной службы. После отбытия в дисбате установленного военным трибуналом срока военнослужащий вновь направлялся в регулярные части армии для дальнейшей службы, положенной ему по призыву. Первоначально судимость погашалась в течение одного года, но в начале 1990-х годов срок службы в дисбате был увеличен до трёх лет. Дисциплинарные части в это время имелись в сухопутной армии, в авиации и на флоте. Военнослужащие в них делились на «постоянный состав» (командиры, обслуживающий персонал) и на «переменный состав» (заключённые)). Направленные в дисбат воины лишались звания, которое при освобождении восстанавливалось. В 1990-е годы рядовой состав армии привлекался к суду военного трибунала по следующим статьям:
Служба в современном дисбате сложная:
В конце 2000-х годов наметился кризис системы дисбатов как в России, так и в странах СНГ. В 2014 году российский трибунал осудил к несению службы в дисбате только 180 человек (на Украине на 2012 год в дисбатах находилось 5 человек, в Белоруссии – 6 человек), а для обслуживания таких воинских подразделений было необходимо не менее 160 человек «постоянного состава». В связи с этим страны СНГ ликвидировали в своих армиях дисциплинарные батальоны: в 2008 году от них отказался Казахстан, в 2014 году – Белоруссия и т.д. После проведения воинской реформы попали под сокращение и дисциплинарные части России. На сегодняшний день в Российской Федерации существуют только два дисбата, имеющих статус отдельной воинской части: один - в Нижегородской области, в посёлке Мулино, и второй – в Читинской области, в посёлке Каштак. Военнослужащие, находившиеся в расформированных дисбатах, были переданы военной полиции. |