ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИИ
Каждая современная страна имеет свои государственные символы, среди которых важное место занимает герб: он отражает положение государства на политической карте мира, его могущество, особенности территории, природы и экономики. Созданием гербов занимается специальная историческая наука – геральдика. Она сложилась в эпоху Средневековья, но и до этого при каждом царском дворе существовали специальные люди, по заказу верховной власти рисовавшие символы политической власти. Официально история российской геральдики начинается с эпохи правления царя Алексея Михайловича (17 век), а предтечами нашего герба стали личные печати московских государей. Обычай «резать» такие печати возник в 15 веке – при дворе Великого князя Ивана Третьего. Первоначально на его печати был изображён Лев, терзающий змею (символ Владимирского княжества), затем Иван Третий сделал своим гербом Георгия Победоносца, который направляет копьё в лежащего у ног его коня библейского змия (древний символ Москвы и Московского княжества). Двуглавый же орёл начал использоваться в качестве государственного символа Руси после венчания в 1472 году Ивана Третьего с царевной Софьей, племянницей византийского императора Константина Палеолога. Изображение царственной птицы с двумя головами символизировало передачу Москве наследия Византии.
Москва – третий Рим
Как супруг племянницы последнего константинопольского императора, Иван Третий стал его наследником, принял его титул и в международных документах стал величаться Государем всея Руси. С конца 15-го столетия на московских печатях появляется византийский герб – двуглавый орёл, который комбинируется с прежним символом Руси – изображением Георгия Победоносца. Таким способом Москва выразила своё право на преемственность от Византии. В это же время в образованных кругах Руси начинает формироваться политическая теория «Москва – третий Рим». Наиболее авторитетно она будет изложена позже - в докторской диссертации российского историка В.С. Иконникова (1869). Но основные положения этой теории были провозглашены в 1523-1524 годах монахом Елеазарова монастыря (Псков) - старцем Филофеем. В письме к Великому князю Московскому Василию Третьему Филолей писал: «Не преступай, царь, заповеди, положенные твоими прадедами – Великим Константином, блаженным святым Владимиром и Великим богоизбранным Ярославом, и прочими блаженными святыми, ибо их корень – в тебе». В этом послании старец приравнивает русского князя к византийскому императору и указывает на необходимость после гибели Константинополя продолжать дело продолжать дело по становлению и охране православного мира.
Суть теории «Москва – третий Рим» заключена в следующем: в 4 веке, во время великого переселения народов, погибла Римская империя («первый Рим»); затем, после нашествия на Константинополь крестоносцев, турки разгромили и окончательно уничтожили разграбленную рыцарями Византию («второй Рим»). Москва провозглашается «третьим Римом», о котором Филолей говорит: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать!»
В.С. Иконников на исторических фактах обосновывает эти слова. До разграбления Константинополя крестоносцам в 1204 году Византия считалась оплотом веры всего христианского мира. Именно на её территории ждали второго пришествия Спасителя, почему Константинополь и назывался тогда Новым Иерусалимом. Пророчество объявляло, что духовное предназначение Империи - противостоять царству Антихриста и победить его, но какой Империи, не уточнялось.
Русский князь Иван Третий женился на наследнице последнего византийского императора. Московская Русь в это время смогла объединить свои земли в огромное государство и в 1480 году освободилась от татаро-монгольского ига, присоединив к себе многие территории Золотой Орды. Всё это оправдывало в глазах современников право Москвы на роль Третьего Рима. В этом её одно время поддерживал и католический Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, утверждая, что русские цари — законные наследники Византии. Идея Третьего Рима озвучивалась и воплощалась в жизнь при всех российских царях. О великой духовной миссии России по спасению мира от Антихриста говорят и все древние пророчества. Двуглавый орёл
В древнем мире изображение двуглавого орла считалось символом бога Солнца и было довольно широко распространено в качестве государственного герба царских династий. Впервые о нём упоминается в древних индоевропейских хрониках 13-го века до нашей эры. Известно, что тогда цари Хеттской державы (Малая Азия) сделали своим геральдическим знаком двуглавого орла, хватающего двух зайцев. Наскальные изображения этого герба были обнаружены при раскопках древних хеттских городов. Позже двуглавый орёл считался символом Мидийского царства, существовавшего в 7 веке до нашей эры на территории Передней Азии. Видимо, оттуда его и заимствовали древние римляне. Летописец сообщает: «У великого Помпея была хоругвь с серебряным орлом на голубом поле, а у Юлия Цезаря – с золотым орлом на красном поле». Далее он повествует, что римский император Октавиан Август сделал своим гербом чёрного орла на золотом поле, и это изображение царственной птицы после распада Священной Римской империи в 330 году перешло на знамёна императоров Византии. Но вот в 1453 году под ударами турецких мечей на ступенях своего дворца погибает последний греческий император, и Византия – остаток прежней Священной Римской империи - прекращает своё существование. Вскоре после этого среди европейских государств начинается борьба за право использования политического наследия Константинополя. Величие Священной Римской империи, её мощный рост и обширные территории, высокая степень развития культуры и экономики породили среди современников убеждение в незыблемости созданного здесь порядка. После распада этой средневековой супердержавы среди европейских государств возникли противоречия в вопросе о том, кому принадлежит право наследования её достижений. Одной из первостепенных целей стала задача присвоить и закрепить за собой византийский государственный герб с изображением двуглавого орла. В Западной Европе признавали в качестве наследников германского императора и папу; на греческом Востоке – византийского императора и православного патриарха. В результате произошёл политический и религиозный раскол христианства на католическую и православную ветви. В конце концов, борьба между ними привела к тому, что противники громогласно прокляли друг друга. Из истории становления российского герба
Российский герб не сразу принял современный вид. На печатях Ивана Третьего (1505-1533) орёл изображался с закрытыми клювами и больше походил на птенца, чем на взрослую полную достоинства птицу. Затем его сын Василий Третий внёс в герб изменения: двуглавый орёл открыл клювы, и из них высунулись раздвоенные языки. Россия продолжала укреплять своё международное положение, и это отразилось на её государственных символах.
Александр Первый, став императором в 1801 году, отменил мальтийский крест на русском гербе и внёс в изображение орла некоторые изменения: крылья вновь широко раскинуты в разные стороны, одна голова более наклонена, чем другая. Подумайте почему? В лапах орла появились новые символы: факел, стрелы Перуна, лавровая ветвь и ликторский пучок, перевитый лентами.
В России окончательно утверждаются Большой и Малый государственные гербы, идея создания которых принадлежала Павлу Первому.
Одновременно с Большим Российским гербом были приняты и утверждены Средний и Малый государственные гербы. Их изображения были проще и скромнее. Они использовались в рядовой государственной практике и не имели такого значения, как главный герб страны. В таком виде герб просуществовал вплоть до Великой Октябрьской революции 1917 года.
Продолжение следует. |