ћЋ≈„Ќџ… ѕ”“№

ћлечный ѕуть (лат. Via Lactea) – это гигантска€ звЄздна€ система, к которой принадлежит наша —олнечна€ система и которую в научно-попул€рной литературе чаще называют √алактикой. ¬ древности ћлечный ѕуть именовали также јквалоном. √ромадное количество звЄзд, вход€щих в неЄ, из-за своей отдалЄнности сливаютс€ и образуют на небе «емли белесую полосу.

Ќазвание «ћлечный ѕуть» произошло от древнегреческого слова Ђмолокої и св€зано с древней легендой. ќтец богов «евс решил сделать √еракла, своего сына от земной женщины, бессмертным, и дл€ этого подложил его сп€щей жене √ере, чтобы √еракл напилс€ еЄ божественного молока. √ера, проснувшись, увидела, что кормит чужого ребЄнка, и оттолкнула его от себ€. Ѕрызнувша€ из груди богини стру€ молока попала на небо и превратилась в ћлечный ѕуть.

ћлечный ѕуть €вл€етс€ одной из многочисленных галактик ¬селенной, имеющих спиральную форму. ¬месте с галактиками јндромеды, “реугольника и несколькими более мелкими звЄздными скоплени€ми он образует так называемую ћестную √алактическую √руппу, котора€, в свою очередь, входит в галактическое звЄздное сверхскопление ƒевы. ƒиаметр нашей √алактики составл€ет около 30 тыс€ч парсеков, или 100 тыс€ч световых лет (один квадрильон километров). ≈Є толщина равна примерно 1000 световых лет.

ѕо самым скромным подсчЄтам, ћлечный ѕуть содержит от 200 до 400 миллиардов звЄзд, которые сконцентрированы, в основном, внутри центрального диска. ћасса √алактики невелика Ц всего 5 х 1011 масс —олнца, и еЄ основна€ часть приходитс€ не на звЄзды и планеты, а на так называемые ЂтЄмную материюї и ЂтЄмную энергиюї, о которых будет рассказано далее.

—корость вращени€ звЄзд внутри √алактики неодинакова и зависит от близости к √алактическому ÷ентру. ќна стремительно возрастает от нул€ в центре до 200-240 км/сек. на рассто€нии 2 тыс€ч световых лет от него, затем немного замедл€етс€ и снова возрастает до первоначальной величины, после чего остаЄтс€ неизменной. ¬близи плоскости диска √алактики концентрируютс€ молодые звезды и звездные скоплени€, возраст которых не превышает нескольких миллиардов лет. —реди них очень много €рких и гор€чих звезд.

√аз в диске √алактики также сосредоточен в основном вблизи его центра. ќн распределен неравномерно, образу€ многочисленные межзвЄздные облака. ¬ центральной части ћлечного ѕути находитс€ галактическое €дро - балдж, диаметр которого равен приблизительно 8 тыс€чам парсеков. ≈го центр располагаетс€ в созвездии —трельца, и здесь, предположительно, находитс€ сверхмассивна€ „Єрна€ дыра (Ђ—трелец-јї), вокруг которой вращаетс€ еще одна „Єрна€ дыра средней массы, а также некоторое количество более мелких образований. ѕредполагаетс€, что в центре большинства других галактик тоже наход€тс€ крупные чЄрные дыры.

¬ районе галактического €дра наблюдаетс€ сильна€ концентраци€ звЄзд, и рассто€ние между ними в сотни раз меньше, чем в окрестност€х —олнца. ј через центр √алактики проходит так называема€ Ђперемычкаї, состо€ща€ из красных звЄзд, которые считаютс€ очень старыми. Ёта перемычка окружена кольцом из молекул€рного водорода. ”чЄные предполагают, что здесь находитс€ основной регион звездообразовани€ нашей √алактики.

ћлечный ѕуть относитс€ к классу спиральных галактик. Ёто означает, что у него есть спиральные рукава, расположенные в плоскости диска. —егодн€ в нашей √алактике известны два таких рукава Ц рукав —трельца и рукав ѕерсе€. —олнце расположено почти посередине между ними. —овсем недавно в нашей √алактике был обнаружен еще один нечЄтко выраженный рукав, получивший название ќриона, который считаетс€ ответвлением одного из двух основных спиральных рукавов. ¬ насто€щее врем€ новые звЄзды образуютс€, в основном, в центральной Ђперемычкеї и в галактических рукавах.

Ё «ќѕЋјЌ≈“џ

—огласно современной теории звездообразовани€, все небольшие одиночные и медленно вращающиес€ звЄзды ћлечного ѕути должны обладать планетными системами. “о есть, вокруг примерно 30-50% ближайших к нам звЄзд есть планеты! ќднако в силу низкой собственной светимости и близости к своим центральным светилам эти планетные системы очень трудно наблюдать. “ем не менее, к началу ’’1 века земна€ астрономи€ знала уже не менее 60-ти планетных систем Ѕлижнего  осмоса.

ѕланеты чужих планетных систем в научной литературе называютс€ Ђвнесолнечнымиї, или экзопланетами. ¬се известные на сегодн€ экзопланетные системы значительно отличаютс€ от нашего —олнечного  ольца. »х планеты имеют сильно выт€нутые эллиптические орбиты, а обнаруженные среди них планеты-гиганты (Ђгор€чие юпитерыї) вращаютс€ по очень близким к своей звезде круговым орбитам.

»сследование Ѕлижнего  осмоса продолжаетс€. —овсем недавно с помощью телескопа ЂVISAї астрономы обнаружили бинарную звЄздную систему, расположенную на рассто€нии всего 4,5 световых лет от —олнца. ќна образована двойной звездой, состо€щей из двух очень похожих на ёпитер коричневых карликов, вращающихс€ друг вокруг друга. ”чЄные считают, что эта двойна€ звезда должна иметь планетную систему.

“®ћЌјя ћј“≈–»я

ƒо конца ’’ столети€ астрономы были убеждены, что космическое пространство представл€ет собой пустоту, где в форме звЄзд, планетных систем, мелких космических тел, газа и звЄздной пыли располагаетс€ видима€ нами плотна€ матери€. Ќо вот в 1998 году американские и австралийские астрономы, наблюда€ за Ѕлижним  осмосом, обнаружили, что наша ¬селенна€ расшир€етс€ быстрее, чем утверждают расчЄты учЄных. ¬селенную словно Ђраспираетї кака€-то сила, о которой и в насто€щее врем€ мало что известно. Ѕыло выдвинуто предположение, что этой силой €вл€ютс€ так называема€ Ђскрыта€ матери€ї - остатки некоего энергетического пол€, существовавшего в первые мгновени€ Ѕольшого взрыва, и что этой энергии хватает, чтобы вли€ть на судьбу всей ¬селенной.

ƒальнейшие наблюдени€ привели к созданию гипотезы Ђ осмического —огласи€ї, котора€ утверждает: пространство Ѕлижнего  осмоса Ц не пустота; оно заполнено видимой материей и каким-то невидимым веществом, получившим название Ц ЂтЄмна€ матери€ї. Ѕолее того, помимо тЄмной материи в окружающем нас в  осмосе предполагаетс€ ещЄ и наличие некоей ЂтЄмной энергииї, о которой современна€ наука вообще мало что знает, хот€ именно эта невидима€ сила вли€ет на ускоренное расширение ¬селенной.

“Ємна€ матери€ составл€ет примерно 20-25% всей массы ¬селенной. ”же установлено, что она не испускает электромагнитного излучени€, равномерно распределена в пространстве, имеет низкую плотность и не вступает во взаимодействие с видимой материей. Ћьвина€ же дол€ космической массы приходитс€ на тЄмную энергию (70-75%). » лишь несколько процентов массы нашей ¬селенной (4%) составл€ет матери€, видима€ человеком.

¬ последние годы астрономы выдвинули ещЄ одну интересную гипотезу: в  осмосе существуют невидимые звЄзды, состо€щие из тЄмной материи, - так называемые ЂтЄмные звЄздыї. ѕредположительно, така€ тЄмна€ звезда представл€ет собой огромное облако водорода и гели€ диаметром от 4 до 2000 астрономических единиц. “емпература поверхности таких звЄзд настолько мала, что генерируемое ими излучение невидимо дл€ невооружЄнного глаза человека.

¬ыдвинута также гипотеза о строении тЄмной материи, согласно которой, она состоит из ещЄ не обнаруженных гипотетических элементарных частиц тЄмной массы. ѕо скорости их движени€ вс€ тЄмна€ матери€ сегодн€ делитс€ на Ђгор€чуюї, ЂтЄплуюї и Ђхолоднуюї. ќднако экспериментально доказать эти предположени€ всЄ ещЄ не представл€етс€ возможным.

“®ћЌјя ЁЌ≈–√»я

“Ємна€ энерги€ (англ. Ђdark energyї) - не изученный ещЄ вид энергии, введЄнный наукой в математическую модель ¬селенной дл€ объ€снени€ еЄ ускоренного расширени€ в пространстве. —уществуют два варианта объ€снени€ сущности этого феномена:

· тЄмна€ энерги€ - это энергетическа€ плотность, равномерно заполн€юща€ собой всЄ пространство ¬селенной;

Ј тЄмна€ матери€ - это энергетическое поле, плотность которого может мен€тьс€ в пространстве и времени.

¬ насто€щее врем€ данные науки подтверждают первую гипотезу, поэтому она считаетс€ основной. —огласно данным наблюдений с космической обсерватории Ђѕланкї, наблюдаема€ нами ¬селенна€ на 96 % состоит из тЄмной энергии (74%) и тЄмной энергии (22%). » только 4% приходитс€ на видимую материю.

ѕредставление о тЄмной энергии возникло в 1998 году и св€зано с наблюдени€ми за сверхновыми звЄздами, которые периодически вспыхивают на земном небосклоне и затем довольно быстро тускнеют. Ёти наблюдени€ показали, что ¬селенна€ расшир€етс€ с заметным ускорением, маркерами которого и служат сверхновые звЄзды.

–анее существовавшие космологические модели предполагали, что расширение ¬селенной замедл€етс€. ќни исходили из предположени€, что основную часть массы ¬селенной составл€ет матери€ — как видима€, так и невидима€ (тЄмна€ матери€). “еперь же с достоверностью в 99% учЄные установили, что во ¬селенной должна существовать кака€-то дополнительна€ энерги€, отлична€ от обычной гравитации, котора€ и способствует возникновению ускоренного расширени€ ¬селенной. Ќа основании новых наблюдений, свидетельствующих об ускорении расширени€, вскоре было действительно установлено существование неизвестного вида энергии с отрицательным давлением. ≈Є назвали ЂтЄмной энергиейї. ¬ насто€щее врем€ ученые пришли к выводу, что она составл€ет около трЄх четвертей общей массы ¬селенной.

¬разумительного ответа на вопрос, откуда же берЄтс€ эта тЄмна€ энерги€, пока не существует. ¬ реализации грандиозной программы по изучению этого феномена и состоит сама€ фундаментальна€ задача космологии на ближайшие годы. —ущность тЄмной энергии €вл€етс€ предметом споров. »звестно, что эта энерги€ очень равномерно распределена, имеет низкую плотность, и не взаимодействует сколько-нибудь заметно с обычными энергией и материей. »сследовани€ проблемы продолжаютс€.

„®–Ќџ≈ » Ѕ≈Ћџ≈ ƒџ–џ ¬—≈Ћ≈ЌЌќ…

„Єрна€ дыра́ Ч область в пространстве-времени, гравитационное прит€жение которой настолько велико, что вырватьс€ из неЄ не могут даже объекты, движущиес€ со скоростью света, в том числе кванты самого света. –аньше чЄрные дыры назывались Ђсколлапсировавшими звЄздамиї, или Ђколлапсарамиї, а также Ђзастывшими звЄздамиї.

—егодн€ в космологии существует несколько сценариев образовани€ чЄрных дыр:

Ј гравитационный коллапс (катастрофическое сжатие) достаточно массивной звезды;

Ј гравитационный коллапс центральной части целой галактики;

Ј возникновение чЄрных дыр сразу после образовани€ ¬селенной (первичные чЄрные дыры);

Ј образование чЄрных дыр в ходе €дерных реакций высоких энергий (квантовые чЄрные дыры).

¬озможность существовани€ чЄрных дыр была предсказана ещЄ в 1784 году английским учЄным ƒжоном ћичеллом. ¬ результате теоретических расчЄтов он пришЄл к выводу, что возникновение второй космической скорости на поверхности космического тела с радиусом в 500 солнечных радиусов и с плотностью —олнца приведЄт к тому, что свет не сможет покинуть это тело и оно станет невидимым. “огда эти теоретические выводы мало кого заинтересовали.

„Єрна€ дыра представл€ет собой последний этап существовани€ обычной звезды: после полного выгорани€ в ней термо€дерного топлива звезда начинает остывать что приводит к уменьшению внутреннего давлени€ и сжатию звезды под действием гравитации. ¬ зависимости от массы звезды и скорости еЄ вращени€ образуетс€ больша€ или мала€ чЄрна€ дыра. ј в последнее врем€ учЄным удалось даже понаблюдать за Ђповедениемї этого удивительного космического объекта.

„асто астрономам приходитс€ фиксировать чудовищные всплески энергии, долетающие до «емли из далЄкого  осмоса. ѕредположительно, это могут быть отголоски драматической гибели в провалах чЄрной дыры попавших в поле еЄ прит€жени€ планеты, звезды или даже небольшой галактики.  осмический монстр разрывает их на части и вт€гивает осколки в чЄрную бездну.

јстрономы предполагают, что чЄрна€ дыра, захватив какой-либо космический объект, начинает прит€гивать его к себе. ѕри этом мощна€ приливна€ волна раст€гивает звезду или планету в длину и вызывает постепенное падение еЄ вещества в бездонное нутро. ¬ насто€щее врем€ считаетс€, что чЄрна€ дыра не рождаетс€ сразу огромным монстром, а постепенно растЄт за счЄт захвата космического вещества звЄзд и планет.

Ќаблюдени€ показывают, что чЄрные дыры не всегда занимают в  осмосе строго определЄнную территорию Ц среди них встречаютс€ и большие непоседы. ќни медленно мигрируют среди галактик и вместе со своими стационарными сЄстрами заглатывают не только отдельные планеты и звЄзды, но и целые планетарные системы, подобные нашей —олнечной системе, и даже газопылевые облака, группирующиес€ между звЄздными скоплени€ми.

—огласно современным исследовани€м, в центре многих, если не всех, спиральных и эллиптических галактик наход€тс€ чЄрные дыры. Ќапример, в центре нашей √алактики была зафиксирована чЄрна€ дыра —трелец-ј. Ќа данный момент учЄными обнаружено около тыс€чи объектов во ¬селенной, которые причисл€ютс€ к чЄрным дырам. ¬сего же, предполагают учЄные, существует дес€тки миллионов таких объектов.

¬ 1972 году индийский физик-теоретик –адж ѕатриа и британский математик »рвин √уд независимо друг от друга выдвинули интересную гипотезу, согласно которой наша ¬селенна€ есть не что иное как внутренность чЄрной дыры, наход€щейс€ внутри некоей ещЄ более массивной ћультивселенной.

Ѕела€ дыра - гипотетический физический объект ¬селенной, в пределы которого ничто не может войти. Ѕела€ дыра считаетс€ временнќй противоположностью чЄрной дыры.

ѕо поводу образовани€ белых дыр в науке существует несколько гипотез. „асть исследователей св€зывает это €вление с движением космического времени. ѕо их представлению, врем€ в космическом пространстве движетс€ по-разному. ¬близи мощного гравитационного пол€ оно замедл€ет свой ход, а вдали от крупных космических объектов наоборот Ц ускор€ет. ѕри этом врем€ может не только варьировать скорость своего движени€, но и измен€ть его направление, то есть двигатьс€ не вперЄд, а назад Ц в прошлое.

Ђѕо теории Ёйнштейна, врем€ может течь всп€тьї, Ц пишет Ѕлейк “емпл, астрофизик из  алифорнийского университета. Ц »менно здесь и кроетс€ залог существовани€ Ђбелых дырї. ЂЁти странные объекты вполне удовлетвор€ют законам природы. ¬ сущности, белые дыры Ц это… те же черные дыры, врем€ в которых течет всп€тьї. Ёти два космических объекта €вл€ютс€ полной противоположностью друг другу:

Ј чЄрна€ дыра, благодар€ наличию мощной гравитации, собирает вокруг себ€ материю, поглощает еЄ и выдел€ет энергию; захваченное чЄрной дырой вещество выйти из неЄ уже не может;

Ј бела€ дыра, наоборот, отталкивает выдел€емую ею материю и поглощает энергию; выброшенное белой дырой вещество попасть внутрь белой дыры больше не сможет.

јкадемическа€ наука считает, что белых дыр в природе в принципе существовать не может. “еоретически они могут по неизвестным причинам возникнуть на краткий миг, чтобы взорватьс€, выбросить в космическое пространство некоторый объЄм вещества и излучени€ и тут же исчезнуть. Ќо до сих пор, по мнению большинства учЄных, никто не смог зафиксировать реальное существование этих необычных объектов.

ќднако израильские астрономы јлон –еттер и Ўломо ’еллер совсем недавно опровергли это мнение. ¬ 2006 году они зафиксировали аномальную гамма-вспышку неизвестного космического объекта под кодовым названием GRB 060614. ѕараметры этого €влени€ были настолько странными, что мировое научное сообщество затрудн€етс€ объ€снить источник этой вспышки.

ѕо версии же ј.–еттера и Ў.’еллера, им посчастливилось зафиксировать момент образовани€ белой дыры. ”чЄные установили, что механизм действи€ и последстви€ обнаруженной гамма-вспышки очень сходны с Ѕольшим ¬зрывом, хот€ еЄ результаты многократно уменьшены. »зраильские астрономы назвали зафиксированную вспышку ћалым ¬зрывом. ≈сли их верси€ подтвердитс€, тогда станет пон€тным, почему на месте взорвавшегос€ объекта GRB 060614 астрономы не нашли ни сверхновой звезды и никаких других физических тел.

–ќ“ќ¬џ≈ Ќќ–џ - „“ќ Ё“ќ?

ј теперь поговорим об ещЄ более фантастических проблемах. —уществует мнение, что чЄрные и белые дыры св€заны между собой особыми тоннел€ми, которые в астрофизике называютс€ Ђкротовыми норамиї (другое название - Ђкротовиныї, Ђчервоточиныї). ќбща€ теори€ относительности (ќ“ќ) допускает существование таких туннелей, хот€ дл€ реальной проходимости таких кротовин необходимо, чтобы их внутреннее пространство было заполнено экзотической материей с отрицательной плотностью, создающей сильное взаимное отталкивание стенок туннел€ и тем самым преп€тствующее схлопыванию норы.

ротовые норы дел€тс€ на Ђвнутримировыеї и Ђмежмировыеї, в зависимости от того, какие участки космического пространства они соедин€ют. ”чЄные различают также проходимые и непроходимые кротовины.   последним относ€тс€ такие туннели, которые коллапсируют так быстро, что физический объект или сигнал просто не успевают добратьс€ до выхода из кротовины.

ѕроходима€ внутримирова€ кротова€ нора даЄт гипотетическую возможность путешествий во времени и создаЄт услови€ дл€ межзвЄздных путешествий; и в этом качестве кротовины нередко встречаютс€ в научной фантастике. Ѕолее 30-ти лет назад знаменитый американский астроном и писатель-фантаст  арл —аган решил написать роман о межзвЄздных путешестви€х. ƒл€ обсуждени€ деталей он обратилс€ к видному физику-теоретику  ипу “орну, и тот с энтузиазмом прин€лс€ за вычислени€.

. “орн со своими сотрудниками на основе математических расчЄтов убедительно доказал, что пространственно-временной канал можно создать искусственно, и при этом люди смогут поддерживать его в рабочем состо€нии. “ака€ кротова€ нора может св€зать не только отдельные районы нашей √алактики, но и установить межгалактические св€зи.

¬ результате сотрудничества с  .“орном —агану удалось создать блест€щий научно-фантастический бестселлер Ђ онтактї, который вскоре был экранизирован. ¬ романе действительно описываетс€ межгалактическа€ кротова€ нора, по которой с большими приключени€ми путешествует главна€ героин€ романа. ј вскоре после этого в научной фантастике родилась иде€ звЄздных войн, во врем€ которых космические корабли земл€н через кротовины неожиданно по€вл€ютс€ у военных баз врага и нанос€т по ним сокрушительный удар.

ј если помечтать, то можно представить, что через несколько столетий человеческа€ цивилизаци€ будет совершенно свободно создавать порталы в параллельные миры. Ёто могут быть и кротовые норы между отдалЄнными районами нашей √алактики, и тоннели между галактикам, и мосты между прошлым и будущим. “огда земл€нам не будут страшны никакие космические катастрофы и они смогут свободно путешествовать во ¬селенной, выбира€ благопри€тные места дл€ создани€ очагов цивилизации.

„®–Ќјя ƒџ–ј Ђ—“–≈Ћ≈÷-јї

ак уже упоминалось, в самом центре ћлечного ѕути находитс€ €дро нашей √алактики, в котором скрываетс€ таинственна€ чЄрна€ дыра —трелец-ј. ќн представл€ет собой компактный источник нетеплового излучени€ с радиусом 0,0001 парсека. »ме€ массу около 4-х миллионов солнечных масс и температуру около 10-ти миллионов градусов, этот местный каннибал периодически пожирает ту или иную звезду ћлечного ѕути. » тогда специальные рентгеновские телескопы регистрируют Ђпредсмертный крикї этой звезды, который доходит до «емли в виде импульса рентгеновского излучени€.

¬ременами в районе —трельца-ј регистрируютс€ быстрые изменени€ потока излучени€, чего не наблюдаетс€ нигде в других местах √алактики. «ато подобные всплески энергии были отмечены в €драх соседних галактик. —читаетс€, что €дра галактик €вл€ютс€ центрами звездообразовани€, а значит здесь, р€дом с чЄрной, должна находитс€ и бела€ дыра, котора€ сможет обеспечить веществом процесс создани€ новых звЄзд. Ќо пока точных данных по этому вопросу нет.

“”Ќ√”—— »… ћ≈“≈ќ–ќ»ƒ

17 июн€ 1908 года в 7 часов 14 минут утра по местному времени над территорией бассейна ≈нисе€, в районе реки ѕодкаменна€ “унгуска, в атмосферу «емли вошло некое космическое тело. „ерез несколько секунд прогремел взрыв, мощность которого составл€ла от 40 до 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что соответствует мощности водородной бомбы.

¬зрыв произошЄл в воздухе на высоте 7 Ц 10 километров над незаселЄнным участком западносибирской тайги. ¬зрывна€ волна была зафиксирована обсерватори€ми всего мира. ¬ результате взрыва на территории —ибири более чем 2 тыс€чи квадратных километров были моментально повалены все деревь€, а в нескольких сотн€х километров от эпицентра взрыва были выбиты стЄкла во всех домах.

¬ течение нескольких дней после этого на пространстве от јтлантического океана до центральной —ибири наблюдалось интенсивное свечение неба, а облака долго искрились необычным серебр€ным светом. Ёто необычное €вление получило в прессе название Ђтунгусского метеороидаї.

Ќа прот€жении более чем 100 лет российские и иностранные научные экспедиции периодически работали на месте взрыва, исследу€ его последстви€, но и до сих пор учЄные не смогли точно определить, что же взорвалось в 1908 году над территорией —ибири. Ѕыло выдвинуто множество гипотез, и одна из них объ€сн€ет тунгусский взрыв тем, что над сибирской тайгой вспыхнул небольшой плазмоид, который мгновенно коллапсировал в чЄрную дыру и взорвалс€.

≈сть также иде€, что этот плазмоид имел вполне земное происхождение. ƒело в том, что именно в момент тунгусского взрыва знаменитый американский изобретатель Ќиккола “есла (1856-1943) на своей удивительной башне ¬ондерклиф с помощью Ђсто€чих волн мирового электрического эфираї испытывал возможность мгновенной передачи энергии в любой уголок земного шара.

¬ принципе, наука может создать искусственную чЄрную дыру. ƒл€ этого надо сжать любой объект до размеров гравитационного радиуса (гравитационный радиус Ц это наименьший радиус сферы, после достижени€ которого сфера начнЄт сжиматьс€ сама, то есть коллапсировать). ѕравда, сделать это весьма непросто. Ќапример, гравитационный радиус «емли равен примерно одному сантиметру. ј дл€ того, чтобы превратить Ћуну в чЄрную дыру, еЄ нужно сжать до размеров крупной молекулы...