КАЛЕВАЛА

· К  уроку  литературы

«Калевала» - карело-финский эпос, состоящий из 50 рун (песен). В его основе лежат народные баллады, обработанные финским языковедом и врачом Элиасом Лённротом (1802-1884). Первое отредактированное им издание поэмы вышло в 1835 году. Полный перевод «Калевалы» на русский язык сделал в 1889 году Л.П. Бельский.



Тяжёлой и безрадостной была жизнь карельского народа. Каменистая, неплодородная земля давала скудные урожаи. Да и за эти урожаи крестьянину приходилось всю жизнь вести борьбу с суровой природой. С давних пор мечтал народ о счастливой радостной жизни, когда всего будет вдоволь и люди на земле будут жить в мире и дружбе. Свои мечты народ выражал в песнях, которые назывались рунами. Пели руны особые люди - скальды, скандинавские певцы-сказители.

Они, как правило, жили при дворах королей-конунгов и были широко известны в 9 – 14 веках. Часто скальд и сам являлся богатым землевладельцем, воином боевой дружины короля. А иногда скальдами становились даже сами правители Скандинавии, среди которых можно назвать имена конунга Норвегии Харальда Третьего и ярла Оркнейских островов Рёгнвальда Кали. В истории известна также женщина-скальд Йорун Дева.

Руны, созданные скальдами, повествовали о подвигах великих героев, о воинских турнирах, о героических деяниях конунгов. Песни эти до нашего времени полностью не сохранились. Они дошли в отрывках или в составе текстов скандинавских героических поэм. В середине 19 века Э. Лённрот собрал сохранившиеся отрывки рун и объединил их в единый эпос, который получил название - «Калевала».

Калевала - это та счастливая страна, о которой мечтал народ. Там нет угнетателей и угнетённых, все люди равны, все одинаково любят труд и одинаково трудятся. Предводителем и первым конунгом Калевалы стал мудрец Вяйнямёйнен.

Название «Калевала» придумал сам Лённрот. Оно означает – «Земля Калева». В его основе лежит древняя карело-финская легенда о богатыре Калеве, который считается отцом всех главных героев поэмы. В «Калевале» нет единого сюжета, как в «Илиаде» или «Былине об Илье Муромце». Эпос состоит из отдельных песен, которые Э. Лённрот объединил именами общих героев, действующих во всех рунах поэмы.

В первых рунах рассказывается о сотворении Земли и Неба, как это представляли себе древние карелы. Здесь сообщается, что у Матери Земли рождается сын Вяйнямёйнен, который учит людей пахать землю, сеять рожь и разводить скот. Далее повествуется о подвигах этого героя. Он завоёвывает себе в жёны прекрасную Деву Севера, побеждает ужасных ледяных драконов, воспевает в своих песнях родную землю.



Вяйнямёйнен — великий труженик: он пахарь, охотник, рыбак, он может построить непотопляемую лодку и создать замечательное кантеле (гусли). Вяйнямёйнен очень много знает, поэтому его зовут мудрым. Но прежде всего Вяйнямёйнен — несравненный песнопевец. Когда он поёт, даже золотое солнце и серебряный месяц выходят из своих небесных покоев, чтоб послушать эти чудесные песни.

Согласно начальным рунам поэмы, Вейнямёйнен стал первым человеком на планете. Подобно греческим героям, он спускается в подземное царство мёртвых, где пробуждает великого богатыря и мудреца Антеро Виппунена, побеждает его в поединке и получает от него тайные знания о мире. Вместе с другими героями Калевалы Вейнямёйнен наказывает злую колдунью Лоухи, похититившую у карелов волшебную мельницу Сампо.



В следующих рунах перед нами предстаёт другой герой карело-финского эпоса - кузнец Ильмаринен. Целыми днями работает он в своей кузнице, куёт мечи, копья, плуги, косы, ножи. Это он выковал небесный свод, нашёл в земле железо и заставил его служить человеку. Но самым главным творением Ильмаринена стала волшебная мельница Сампо.

С утра до вечера и с вечера до утра крутится чудесная мельница и приносит людям богатые дары – соль, муку и золото. Можно накормить и одеть всех голодных на Земле с помощью удивительного творения Ильмаринена. Но захватила волшебную мельницу злая ведьма Лоухи. Она спрятала её в пещере, приковав золотыми цепями к каменным стенам, и вновь в Калевале плачут голодные дети, а их родители тяжким трудом добывают для семьи мизерное пропитание.



И ещё с одним удивительным героем «Калевалы» знакомимся мы, читая руны эпоса. Это весёлый и бесстрашный охотник Лемминкяйнен. Он - отличный лыжник и удалой боец. Чтобы завоевать сердце красавицы, он отправляется в холодную страну Похьёлу и совершает там много подвигов. Одним из подвигов стала поимка волшебного лося, приносящего удачу своему хозяину. В борьбе за сердце красавицы Лемминкяйнен погибает в тёмных водах океана. Но его мать находит и оживляет героя. Возвратившись в Похьёлу, он убивает погубившего его колдуна.


На пути в холодную Похьёлу


Чтобы вернуть своему народу чудесную мельницу, Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен отправляются в далёкую северную страну Похьёлу, которой правит злая ведьма Лоухи. Похьёла - это страна мрака и холода, где живут злые люди. Труд здесь не в почёте. С помощью колдовства и обмана жители Похьёлы губят всех, кто приближается к их берегам.

Руны рассказывают о совместном походе трёх героев Калевалы в страну Лоухи. Они собираются победить злую ведьму и вернуть народу волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен изготавливает из священного дерева дуба волшебные гусли и игрой на них усыпляет всех жителей Похьёлы, после чего его товарищи увозят Сампо на свой корабль.



Проснувшаяся Лоухи посылает вслед за героями погоню. Во время преследования волшебная мельница падает в океан и разбивается на мелкие осколки. Однако Вейнямёйнен достаёт все обломки Сампо и привозит их на родину. Здесь Ильмаринен восстановливает мельницу, и она снова работает на благо карельского народа.

Но злая Лоухи не успокоилась. Она насылает на Калевалу много разных бедствий и невиданных чудовищ, а затем крадёт с неба Солнце и Луну. В последней битве с колдуньей Вейямёйнен убивает старуху, и на земле восстанавливается мир. Из эпоса «Калевала» мы узнаём, что образ злой колдуньи Лоухи стал прототипом знаменитой Снежной Королевы Андерсена.



В последней руне эпоса передаётся народная легенда о рождении в Калевале Спасителя. Девушка Марьятта, дочь одного из героев «Калевалы», рождает чудесного ребёнка. Вейнямёйнен уже давно предупреждён древним великаном, что этот ребёнок в будущем превзойдёт правителя Калевалы силой и мудростью и станет новым конунгом страны. Вейнямёйнен требует убить малыша. Но двухнедельный Спаситель упрекает героя в жестокости, и тот, пристыженный, в последний раз поёт для людей дивную песню и навсегда покидает Калевалу.


Ежедневно 28 февраля все жители Карелии празднуют День народного эпоса «Калевала», а в Финляндии этот день отмечается как праздник национального флага. В городах проводятся праздничные карнавалы, прямо на улицах разыгрываются сцены с участием героев эпоса, проходят костюмированные шествия.



Опубликовано 23.06.2018 г.