ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕТОПИСЬ - исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную, запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето 1051…», то есть «в год 1051…»; отсюда название — «летопись» (в древнерусском языке год назывался - «лето»).

В Византии летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века - анналами и хрониками.

Наиболее древние русские летописи:

· «Повесть временных лет» - написана монахом Нестором (12 век);

· Лаврентьевская летопись - написана монахом Лаврентием (13 век);

· Ипатьевская летопись - написана в Ипатьевском монастыре под Костромой (14 век);

· Никоновская летопись - написана по приказу митрополита Никона (15 век).

Древнейшие летописи писались в крупных городах Древней Руси - Киеве и Новгороде. Их, по заказу Великого Князя, составляли монахи Киево-Печёрской Лавры или других русских монастырей. Позже на Руси появились и частные летописи (каждый мелкий князь мог вести свою летопись).

Основой для летописей служили:

· более древние летописные своды, до нас не дошедшие;

· Указы князей;

· переписка князей и богатых бояр.

Сначала летописи писались на пергаменте - тонко выделанной телячьей шкуре. После завершения работы длинная и узкая полоса пергамента сворачивалась в свиток. В 14 веке на Руси появилась так называемая «тряпичная бумага» (специально обработанная ткань), а позже - настоящая бумага. Из неё делались листы, которые сшивались в книги.

В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец изобрели печатный станок, и книги начали печатать в типографиях (до этого их писали вручную). Самой первой русской печатной книгой стал «Апостол» - жизнеописания святых Апостолов, учеников Иисуса Христа. После казни Христа его 12 учеников разошлись по разным странам, чтобы передать людям Учение Спасителя. К славянам пришел Апостол Андрей Первозванный.

Летописи, сброшюрованные в книги, писались каллиграфическим почерком и богато украшались миниатюрами (небольшими рисунками). Православные монастыри очень бережно относились к древним летописям, и благодаря этому летописи дошли до наших дней. Прочитав их, мы можем узнать древнюю историю нашего государства.

«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ»

«Повесть временных лет»

В лето 997.

Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод.

И собрали вече в городе, и сказали: "Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода". И так порешили на вече.

Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: "О чем было вече?". И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: "Слышал, что хотите сдаться печенегам". Они же ответили: "Не стерпят люди голода". И сказал им: "Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю". Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им: "Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей". Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце.

На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: "Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем". Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе.

И пришли они в город, и сказали им люди: "Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами". И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги.

И удивились те и сказали: "Не поверят нам князи наши, если не отведают сами". Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси...

Как белгородцам удалось перехитрить сильного, но глупого врага?


Анализ текста


Академик Д. С. Лихачев сказал: «Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ».


Летопись – это уникальный памятник не только исторический, но и литературный. В былые времена летописцы высоко ценились. Такие люди были очень мудрыми и вносили огромный вклад в историю России.


Из «Сказания о белгородском киселе» мы узнали:

  • что на Руси с большим уважением относились к старым людям и ценили их богатый жизненный опыт;
  • что русские люди издревле отличались смекалкой и находили выход из самой трудной ситуации;

  • что не только силой оружия, но и военной хитростью можно победить врага;

  • что самое главное - не потерять в трудную минуту выдержки и веры в свои силы, и тогда успех обеспечен.


Тема «Сказания» - борьба русских людей с кочевниками в 10 веке.

Идея - даже в самых тяжких условиях победа возможна, она обеспечивается силой духа, выдержкой и смекалкой.

Нестор не случайно вставил эпизод с обороной Белгорода в общерусскую летопись. Он хотел показать самые главные качества русского человека – природный ум, оптимизм, веру в свои силы, находчивость и смекалку. Легковерие и глупость кочевников подчёркивают силу и выдержку русских людей. «Сказание» имеет большое воспитательное значение и помогает молодёжи формировать в себе лучшие качества, присущие старшему поколению русских людей.


Опубликовано 05.10.2016 г.