РУСЬ МОСКОВСКАЯ


Начало объединения русских земель

Русь Московская — одно из названий Русского централизованного государства конца 15 - начала 18 веков. В Европе его называли Московией или Московитией.

Объединение Руси началось в 13 веке и означало реинтеграцию (собирание) разрозненных после татаро-монгольского нашествия земель вокруг новых политических центров. В ходе объединения поглощение одних княжеств другими осуществлялось в различных формах: через наследование, путём покупки, на основании ярлыка, полученного в Орде, или посредством завоеваний.

В Северо-Восточной Руси этот процесс возглавило Великое княжество Московское, вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с Тверью и ставшее центром формирования будущей России.

В Западной Руси собирание русских земель путём их захвата проводило Великое княжество Литовское. В меньших масштабах расширением своих владений за счёт соседей занимались и некоторые более слабые русские княжества: Рязанское, Смоленское, Брянское, Тверское. Но все они, в конечном итоге, утратили свою независимость и вошли в состав или Москвы, или Литвы.

К концу 15 века оба Великих княжества - Московское и Литовское - достигли максимального территориального расширения, и между ними началась борьба за дальнейшее присоединение земель бывшего Древнерусского государства. Она выразилась в длинной череде русско-литовских, а после образования Речи Посполитой, и русско-польских войн.

С этого времени борьба за наследие Древней Руси была осмыслена московскими князьями, а затем и русскими царями, как официальная политическая программа. Поэтому присоединение к Российской империи в конце 18 века западно-русских земель, захваченных некогда Литвой, а также кратковременное присоединение Галицкой Руси в ходе Первой мировой войны воспринимались в России как логическое продолжение и завершение процесса объединения страны..


Из истории Московского княжества

Основная территория Московского княжества – это земли Северо-Восточной Руси, представлявшие собой заросшую лесами местность, климат и почва которой не были пригодными для земледелия. Однако здесь можно было успешно заниматься скотоводством, местные реки и озера приносили хороший улов рыбы, а лесные массивы – большое количество добычи. Непроходимые леса и болота края защищали население от татарских набегов.

Согласно русским летописям, уже в 1147 году Москва была довольно крупным городом, основание которого связывается с именем князя Юрия Долгорукого. Город располагался на Боровицком холме в месте слияния двух рек - Неглинной и Москва-реки. О том, какие селения существовали здесь до его возникновения, сведений практически нет.

Археологи смогли лишь установить, что когда-то здесь находилось несколько древних городищ эпохи раннего железного века (Дьяковская культура). Населявшие их люди относились к финно-угорским племенам. Они селились на территории будущей Москвы небольшими хуторами, располагавшимися по берегам рек.

Эти предшественники славян занимали земли будущей Москвы с 7 века до н.э. по 5 век н.э. Они получили название дьяковцев (по древнему городищу у села Дьяково Московской области). Их основными занятиями были примитивное земледелие и скотоводство (разводили, в основном, лошадей).

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около ста человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественного расслоения ещё не существовало. Небольшие (1000-3000 кв.м) городища дьяковцев строились на берегах рек; судя по всему, такое городище находилось и на месте будущего Московского Кремля. В нём проживало от 50 до 200 человек.

В настоящее время на территории современной Москвы известно 10 городищ, жители которых осваивали земли примерно в радиусе 3 км вокруг своих поселений. Здесь были охотничьи угодья и пастбища для скота, пашни и полевые станы. Жилищами служили круглые полуземлянки с коническими крышами, а впоследствии — длинные наземные дома, относительно большие (площадью 50-70 кв.м.). Так, один из домов, раскопанных в Дьяковском городище, имел длину 15 м при ширине 3,5 м. В городище было несколько домов, в каждом из которых проживала часть большой семьи.

Представительница современных финно-угорских народов Севера

Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов. Согласно данным археологии, в 6 - 9 веках земли дьяковцев заселили славянские племена кривичей и вятичей, ассимилировав при этом аборигенное население.

Древнерусское племя вятичей заняло берега реки Оки и её притоков. Родоначальником вятичей считается легендарный вождь Вятко. В старинных летописях читаем: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». До 10 - 11 в.в. у вятичей сохранялся патриорхально-родовой строй. Позже, в 11 – 14 веках, начали развиваться феодальные отношения.

Долгое время (9-11 в.в.) вятичи находились под протекторатом Хазарского каганата и платили ему дань. После разгрома каганата русским князем Святославом вятичи были присоединены к Древней Руси, а их территория поделена между Суздальским и Черниговским княжествами. На землях вятичей к 14 веку возникло несколько крупных городов, в том числе и - Москва.

Вятичи

Точная дата основания Москвы до сих пор неизвестна: среди историков ведутся споры не только о годе возведения Московского городища, но и о веке. Существует версия, согласно которой Москва существовала уже в 9 веке, во времена княжения князя Олега, но убедительных доказательств этого предположения пока не найдено.

Легенда повествует о семи холмах, на которых, подобно Риму и Константинополю, была возведена будущая столица восточных славян. В настоящее время это семихолмие носит следующие названия: Боровицкий (Кремлёвский) холм, Ивановская Горка, Тверской холм, Сретенский холм, Таганский холм, Введенские Горы (Лефортовский холм) и Воробьёвы Горы. На схеме отмечены места их приблизительного расположения.

Первое упоминание о Москве в русских летописях датировано 1147 годом. Город упоминается в связи с именем князя Юрия Долгорукого, который созвал там военный совет и пригласил на него других князей. К этому времени, как считают историки, Москва уже была довольно крупным населённым пунктом, который вскоре перерос в настоящий город. Столичный статус Москва обрела в 16 веке, во время правления Ивана Васильевича Грозного.

В народных легендах сохранились упоминания о некоем суздальском боярине Степане Ивановиче Кучке, который в 12 веке якобы владел сёлами и деревнями по берегам реки Москвы. В летописях действительно упоминаются бояре Кучковичи, участвовавшие в убийстве Андрея Боголюбского. Однако родственники они московского Степана Кучки или нет, сегодня уже установить невозможно.

Легенда повествует, что, будучи проездом во владениях Кучки, князь Юрий Долгорукий пережил минуты просветления. Перед ним среди болот неожиданно явилась чудесная птица, которая села на пути князя. Волхвы объяснили Юрию, что птица эта - знак свыше: на этом месте должен быть заложен город, который в будущем обретёт всемирную славу.

Юрий Долгорукий остановился на отдых в доме местного боярина Степана Кучки, но не поладил с хозяином и за какую-то грубость приказал его убить. Владения Кучки были переведены в казну, а детей боярина князь забрал с собой. Судьба их сложилась тяжело. За участие в каком-то разбое один из братьев был казнён, другой участвовал в убийстве Андрея Боголюбского, и только дочь Кучки - Улита - прожила жизнь спокойно. Юрий Долгорукий выдал её замуж за своего сына, и молодая княжна долго радовала мужа красотой и мягким нравом.

На месте же бывших владений Степана Ивановича Кучки князь приказал заложить город. Некоторое время он назывался Кучковым, но вскоре был переименован в Москву. Так народное предание описывает историю возникновения будущей столицы России, действительно получившей всемирную известность и славу.

Но единой версии происхождения ойконима «Москва» нет до сих пор. В настоящее время наиболее реальными считаются две гипотезы его появления - балтийская и славянская.

Согласно первой из них, слово «Москва» возникло в языке прибалтийских народов и означало «топкое, вязкое, мокрое место».

Славянская гипотеза объясняет происхождение этого термина его связью с такими древнерусскими словами, как «церква», «буква», «смоква», «плотва» и подобными.

По своему же значению и у славян, и у балтов термин «Москва» связан с водой: «болото, сырость, влага». Таким образом, название Москвы указывает на то, что строиться она начала среди болот, озёр и небольших речек.


Усиление Московского княжества

В 14 веке Московское княжество выделилось как самостоятельная политическая единица. Это небольшое княжество, как и остальные русские земли, являлось данником Золотой Орды. Существенное влияние на развитие Москвы оказал князь Иван Калита. Монголы назначили его сборщиком податей со всех княжеств Киевской Руси. Это дало ему возможность сосредоточить в Москве большие богатства. В Орду отсылалось гораздо меньше средств, чем он собирал, поэтому возвышение Москвы было во многом обеспечено другими русскими княжествами.

Иван Калита (1325 – 1340)

Со временем Московская Русь начала подчинять окрестные земли. Использовав восстание жителей Твери против татар, Иван Калита при поддержке ордынцев после долгих лет соперничества отстранил князей Твери от власти и присоединил их земли к своим владениям. Окончательное объединение северо-восточных земель Древней Руси завершилось при Иване Третьем.

После присоединения Новгородской и Псковской земель, Ростовского и Рязанского княжеств и богатого пушниной Пермского края Иван Третий приступил к жёсткой унификации новых территорий с московскими порядками. Отняв у ярославских и ростовских бояр и дворян часть земельных наделов, он заставил их перейти на службу великому Московскому князю.

Противники княжеской политики были арестованы, а их земли перешли во владение княжеской казны (Марфа Борецкая). Сопротивление новгородской церкви было сломлено огромными конфискациями монастырских земель. Зимой 1487-1488 года из Новгорода была выселена вся верхушка торгово-купеческой аристократии - более 7 тысяч человек. Их вотчины также были конфискованы в казну.

Одновременно с ломкой старого государственного управления на присоединённых территориях началось формирование новой управленческой и судебной системы. Власть на местах была передана в руки великокняжеских наместников. В сентябре 1497 года в действие был введён новый Судебник, законы которого распространялись на все земли Московской Руси.

Политическое объединение страны сопровождалось формированием новой государственной идеологии. В её основы было положено принятие нового государственного герба и нового титула великого князя.

На печати Василия Второго, отца Ивана Третьего, изначально символом Московского царства изображался Лев, терзающий змею. Этот герб некогда символизировал собой Владимиро-Суздальское княжество. Однако в конце 15 века герб был изменён: вместо Льва на государственных печатях начал изображаться Георгий Победоносец - святой покровитель города Москвы. А после женитьбы Ивана Третьего на греческой царевне к изображению Георгия Победоносца был добавлен двуглавый орёл.

Тем самым Москва оспорила право сильнейшего государства Европы – Габсбургской империи - на политическое использование гербового знака Византийской империи. После падения Константинополя Россия осталась единственным оплотом православия, а формальным поводом для принятия двуглавого орла в качестве государственного символа был переезд в Москву племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог, ставшей женой Ивана Третьего.

После окончательной ликвидации зависимости от Золотой Орды московский князь впервые начал использовать государственную печать с изображением двуглавого орла (1497), позолоченное изображение которого появилось и на стенах Грановитой палаты в Кремле. Тогда же скульптурные изображения орла были укреплены на башнях Московского Кремля. Более четырёх с половиной столетий, вплоть до октября 1917 года, этот знак символизировал собой величие и мощь Российской державы.

 

Изменение политической роли Ивана Третьего, превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя обширной державы, не могло не отразиться на его внешних регалиях. Приняв титул «Государя всея Руси», Иван Третий не только объявил себя единовластным хозяином всех объединённых им под рукой Москвы территорий, но и заставил Литву признать этот титул. Это означало, что Москва претендует на русские земли, некогда захваченные Литвой и всё ещё находящиеся под её властью.

Помимо прочего, к титулу московского государя было добавлено слово «самодержец», которое являлось дословным переводом византийского титула «автократор». В дипломатической переписке Ивана Третьего всё чаще начало использоваться выражение «Царь всея Руси». Так Иван Третий выразил новую государственную идеологию о преемственности своей власти от византийских императоров.

Чуть позже эта идеология была окончательно оформлена в концепцию «Москва - третий Рим», согласно которой московский великий князь поставлен Богом в качестве «новаго царя Константина новому граду Констянтинову — Москве и всея Русской земли и иным многим землям государя». Новая идеологическая концепция была подкреплена легендой о регалиях Владимира Мономаха и о происхождении русских князей от римского императора Августа.

Большой заслугой Ивана Третьего было освобождение Московской Руси от монголо-татарского ига. На протяжении полувека Московская Русь пыталась избавиться от ордынского гнёта, но решить эту проблему удалось лишь в 1480 году во время «великого стояния на Угре».


«Стояние на Угре»

«Стоя́ние на реке́ Угре» — это вооружённое столкновение между ханом Золотой Орды Ахматом и Великим князем Московским Иваном Третьим, целью которого было окончательное освобождение от власти татарских ханов и прекращение выплаты дани.

В 1472 году Ахмат с большим войском двинулся к границам Московского княжества, чтобы подтвердить своё право на сбор дани с русских земель и наказать Русь за отказ эту дань выплачивать. Предупреждённый разведкой, Иван Третий выслал навстречу татарам свои дружины, поддержанные ополчением. Войско Ахмата беспрепятственно двигало по литовским землям в сопровождении литовских переводчиков. По пути хан ожидал подхода вооружённых отрядов из Польши, однако поляки так и не решились выступить против Москвы.

Встреча противников произошла на берегах реки Угры, где Ахмат попытался переправить своё войско на русский берег. Однако все его попытки форсировать Угру были отбиты отрядами сына Ивана Третьего - Ивана Молодого: «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».

Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться через Угру, но все они пресекались огнём русской артиллерии. Наконец Ахмат отвёл свои войска и стал лагерем в двух километрах от берега Угры. На другом её берегу заняли оборонительные позиции войска Ивана Третьего. После этого началось знаменитое «стояние на Угре», во время которого периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении между русскими и татарами начались переговоры.

Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил «боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи и с подарками». Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что русский князь вообще пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:

  • на подходе были военные отряды союзников Москвы;
  • крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника — Литвы;
  • татарское войско состояло преимущественно из конницы, а кроме того татары в качестве провианта использовали овец, стада которых следовали за войском; большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте быстро опустошило все запасы корма в окру́ге; татары начали испытывать острый недостаток в фураже и продовольствии; русская же армия (преимущественно, пехота) снабжалась мукой и зерном из великокняжеских житниц, и проблем с фуражом и продовольствием не возникало;
  • в татарском войске неожиданного началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам, предположительно - дизентерии); русских эпидемия не затронула;
  • «ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана Третьего, в то время как для Ахмата, инициатора военных действий, такой исход был равносилен поражению.

Вассиан пишет послание Ивану Третьему

В эти же дни, 15-20 октября, Иван Третий получил пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана, в котором тот призывал его последовать примеру князей Святослава Игоревича, Владимира Красное Солнышко, Дмитрия Донского, «которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны подчиняли».

Архиепископ Вассиан Ростовский сначала устно потребовал от Ивана III решительных действий, а затем обратился к нему со знаменитым «Посланием на Угру». Одновременно он написал воззвание и к русским воинам. Оба обращения быстро стали известны в войсках и сильно укрепили их боевой дух. Твердая позиция Вассиана оказала серьезное влияние на решение Ивана III вступить в борьбу с Ахматом.

Вскоре после этого разведка донесла Ивану Третьему, что хан Ахмет, стремясь добиться перевеса в численности войск, максимально мобилизовал Золотую Орду и на её территории не осталось значительных резервов войск. Иван Третий срочно сформировал небольшой, но очень боеспособный отряд под командованием воеводы Василия Ноздреватого. Отряд на челнах спустился по Волге к границам Золотой Орды и совершил опустошительный набег на владения Ахмата. В этой экспедиции принимал участие крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.

Результатом всех этих событий стал взаимный отвод русских и татарских войск с занимаемых ими позиций и возвращение их на свои земли. Интересно, что по дороге домой войска Ахмата беззастенчиво грабили литовские земли, несмотря на то, что Литва являлась союзницей Орды.

То, что столкновение русско-татарских войск на реке Угре завершилось без кровопролития, европейские политики объясняли военным паритетом противостоящих друг другу армий Москвы и Орды. Русские же приписывали такой удачный для Москвы исход заступничеством Богородицы. Не случайно после стояния на Угре эту реку в народе стали называть «Поясом Богородицы».

Конец монголо-татарского ига

Иначе были восприняты результаты «стояния на Угре» в самой Орде. 6 января 1481 года хан Ахмат был убит в степной ставке, куда он удалился из столицы Орды города Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Согласно традиционной версии, «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, которые Великое княжество Литовское уже давно считало своими. В 1502 году ослабленное войско Большой Орды было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

Во время празднования 500-летия «стояния на реке Угре», в 1980 году, на берегу реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего 500 лет назад на территории нынешней Калужской области.

Памятник «Стояние на Угре. 1480».


Московское царство

В 16 веке Московская Русь стала слишком обширной, чтобы иметь статус княжества. Кроме того, все присоединенные к ней территории не были столь же самостоятельными, как во времена Древней Руси, поэтому угроза раскола государства была куда меньшей. В итоге в 16 веке Московская Русь превратилась в Московское царство.

Московские князья проводили бескомпромиссную политику объединения всех русских земель вокруг новой столицы. Москва стала наследницей погибшей под ударами турок Византии. Она возложила на себя почётную обязанность хранительницы православия (теория третьего Рима) и в международных кругах заслуженно считалась наследницей византийского могущества. В связи с этим Иван Третий (1462-1505) изменил княжеский титул на царский и стал именоваться «Государём всея Руси».


Московская династия Рюриковичей

· Даниил Александрович (1276-1303) - младший сын Александра Невского, основатель династии Московских князей. При нём Московское княжество территориально увеличилось в два раза и стало одним из сильнейших в Северо-Восточной Руси. Присоединил земли от Коломны до Переяславля-Залесского.

· Юрий Данилович (1305-1325) - сын Даниила. Отобрал ярлык на великое княжение у Твери, вёл с ней борьбу за первенство на Руси, был убит тверским князем.

· Иван Данилович Калита (1325-1340) - младший брат Юрия, талантливый политик и грамотный полководец. После гибели брата использовал восстание жителей Твери против монгольских баскаков, подавил бунт и присоединил земли Тверского княжества к Москве. Получил в Орде ярлык на великое княжение и право самостоятельного сбора дани на своих землях. Добился переезда в Москву из Владимира русского митрополита, что обеспечило ему поддержку православной церкви. При Иване Калите Москва стала самым богатым русским княжеством, пользовавшимся поддержкой Орды. Это дало возможность избегать ордынских набегов и спокойно развивать экономику княжества.

· Симеон Гордый (1340-1353) - старший сын Ивана Калиты, продолжал политику отца по расширению и укреплению Московского княжества.

· Иван Красный (1353-1359) - младший сын Ивана Калиты, правил недолго, также расширял территорию Москвы и укреплял её границы.

· Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) - сын Ивана Красного, внук Ивана Калиты, получил престол 9-летним подростком. При нём Орда перестала поддерживать Москву, на Руси вновь началась борьба за великое княжение. Дмитрий успешно подавил территориальные претензии Нижнего Новгорода и Литвы. Используя начавшийся в Орде период раздробленности, начал готовиться к выступлению против ордынских ханов. В 1380 году 20-летний князь разгромил в Куликовской битве хана Мамая, чем положил начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

· После смерти Дмитрия Донского между его сыновьями началась междоусобная борьба за Великий Московский престол, получившая название Феодальной войны 15 века (велась 36 лет). В ней приняли участие дети и внуки Дмитрия Донского - Юрий Дмитриевич, Василий Дмитриевич Первый, Василий Васильевич Второй, Василий Юрьевич Косой и Дмитрий Юрьевич Шемяка. Победителем в этой борьбе стал Василий Васильевич Второй, внук Дмитрия Донского от старшего сына, ослеплённый своими братьями.

· Василий Второй Тёмный (1425-1462) - был поддержан московским боярством и православной церковью, правил 37 лет. За период его правления территория Московского княжества увеличилась в 30 раз.

Иван Третий (1462-1505) - сын Василия Второго. Отец рано сделал сына своим соправителем. В 22 года Иван Третий стал Московским князем. Умный, расчётливый и дальновидный политик. Женился вторым браком на византийской царевне Софье Палеолог из византийской династии Палеологов, чем укрепил международный авторитет Руси. В истории известен как «собиратель земель» Северо-Восточной Руси и окончательный освободитель её от гнёта Золотой Орды. Присоединил к Москве Псковские, Новгородские и другие земли. Принял первый единый свод русских законов - Судебник 1497 года. Провёл ряд реформ, заложивших в стране основы поместной системы землевладения.

· Василий Третий (1505-1533) - старший сын Ивана Третьего и Софьи Палеолог. В договоре с Византией (1514) впервые был назван «императором русов». Вёл жёсткую политику по ограничению власти бояр, способствовал усилению дворянского сословия, активно поддерживался церковью. Продолжал политику отца по «собиранию земель», присоединил Рязанское, Стародубское, Смоленское, Рязанское княжества, укрепил свою власть в Пскове и Новгороде, заставил Литву признать все эти завоевания и смириться с этим.

· Иван Четвёртый Грозный (1533-1576) - старший сын Василия Третьего и Елены Глинской. Получил престол в 3 года. Продолжая внешнюю политику отца и деда, присоединил к Москве Казанское и Астраханское ханства, Западную Сибирь (Ермак), область Войска Донского, Башкирию и земли Ногайской Орды. При нём территория Московской Руси увеличилась вдвое (с 2,8 тыс. кв.км до 5,4 тыс. кв. км) и по своим размерам стала больше всей Европы. В неудачной Ливонской войне не смог обеспечить Руси выход в Балтийское море. Учреждением опричнины нанёс тяжёлый удар по старой родовой аристократии, тянувшей государство к расколу, и окончательно укрепил позиции поместного дворянства.

· Фёдор Иоаннович Блаженный (1576- 1598) - третий сын Ивана Грозного, получил престол после гибели прямого наследника Ивана Четвёртого. Фёдор был последним представителем московской ветви династии Рюриковичей. Считался «постником и молчальником, не для власти державной рождённым». Правил под опекой своего шурина Бориса Годунова. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

С пресечением царской династии Рюриковичей заканчивается эпоха Московского царства. Усилиями Москвы и всего русского народа наша страна превратилась в крупнейшую мировую державу - Россию, во главе которой встала новая царская династия Романовых.

Опубликовано 24.07.2016 г.