ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

ИЗ ИСТОРИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА


ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Русский язык относится к индоевропейской языковой семье (восточнославянская ветвь) и по численности говорящих на нём считается пятым языком мира. Он занимает также четвёртое место по количеству переводов созданной на его основе художественной и научной литературы. В 2013 году русский язык занял второе место среди самых популярных языков, используемых в Интернете. В качестве официального государственного языка он функционирует сегодня в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, а неофициально – на всей территории СНГ. Одновременно он является одним из шести рабочих языков ООН.

Русский язык имеет длительную и сложную историю. Он начал складываться в единую нормированную систему в 17 веке. Завершение её формирования приходится на первую половину 19 века и связано с именем А.С. Пушкина.

Мощь и богатство русского языка отмечали многие писатели-классики. Ещё М.В. Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Признают непреходящую роль русского языка в сохранении великой российской литературы и его значение для международного общения многие государства Европы и Азии. Важнейшие международные документы оформляются на русском языке. Он является одним из ведущих языков международного спорта.

Известно, что русский язык очень важен также для развития теоретического потенциала земной науки. Достижения российской космонавтики являются весомым вкладом в международное сотрудничество по освоению ближнего и дальнего Космоса. Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина подготовил несколько десятков иностранных лётчиков, которые при этом прошли обязательный 200-часовой курс обучения русскому языку.

Язык как средство общения

Под словом «язык» современная наука понимает прежде всего некую совокупность слов, способных устно или письменно называть предметы и явления, а также сохранять и передавать информацию. Слова в любом языке связаны между собой, и это делает язык системой, обладающей своими законами и правилами – фонетическими, морфологическими, синтаксическими.

Язык – это также человеческая речь, организованная с помощью букв и звуков в осмысленные высказывания, несущие ту или иную информацию. Как средство общения, язык в человеческом обществе выполняет важную роль. Его основными функциями являются:

1. коммуникативная – обеспечение передачи и приёма информации;

2. номинативная – способность называть предметы и явления окружающего мира;

3. конструктивная – формирование человеческого мышления;

4. эмоционально-экспрессивная – выражение чувств и эмоций;

5. идеологическая – утверждение тех или иных идеологических предпочтений;

6. эстетическая – создание произведений литературы и искусства.

Сегодня на Земле насчитывается примерно 5-6 тысяч языков, но в процессе общественной эволюции их число неуклонно сокращается. Две трети населения планеты в конце ХХ столетия разговаривали всего на 40 наиболее распространённых языках. Более 400 языков в настоящее время считаются исчезающими. Учёные утверждают, что к середине ХХ1 века около половины существующих ныне языков выйдет из употребления.

Особую роль в международных отношениях играют рабочие языки ООН, на которых ведутся все переговоры, оформляется документация и распространяется важная для всего мира информация. К таким языкам относятся – английский, китайский, испанский, русский, арабский, французский.

О происхождении языка

В древности сообщества первобытных людей ещё до возникновения языка владели некоторыми средствами общения. Скорее всего главным среди них первоначально была пантомима (мимика без слов), которая сопровождалась нечленораздельными звуками. Затем она уступила место осмысленной речи.

Речь, закрепленная в небольшом количестве звуков, легко воспроизводится и запоминается. Языковые единицы (слова) в краткой форме способны выразить большой объем информации, что не требует особых усилий и длительного времени. Кроме того, язык легко абстрагируется от конкретных предметов и способен передавать отвлечённые понятия, которые нельзя увидеть или потрогать («надежда», «разум», «печаль»). И, наконец, с помощью языка можно записать и сохранить любую информацию и таким образом передать её потомкам. Как же пантомима превратилась в членораздельную речь?

Необходимость языка как средства общения была вызвана прежде всего неуклонным ростом потока информации, поступающего в мозг первобытного человека. Число и разнообразие ситуаций, в которых приходилось участвовать древним людям, непрерывно возрастали, и с помощью пантомимы они просто не успевали обрабатывать, передавать, а тем более сохранять вновь поступающие знания.

Сначала, как предполагают учёные, нечленораздельные звуки начали закрепляться за каким-либо одним действием или предметом и приобрели смысл. Каждый такой звук означал уже какое-то понятие, а соединение между собой нескольких звуков-понятий становилось фразой, высказыванием, сообщением. Пантомима, которая требовала определённых усилий, постепенно отходила на второй план – для передачи информации было вполне достаточно звуков.

Очень скоро каждый обособленный звук-понятие, в большинстве своём, содержащий несколько уровней информации, для её передачи начал соединять в себе и несколько звуков. Возникшие таким образом слова начали различаться по смыслу в зависимости от порядка расположения в них гласных и согласных звуков (бак – бок – бук; сад – рад – над). А это уже означало возникновение языка как средства общения между людьми, после чего пантомима окончательно превратилась во вспомогательную систему передачи сообщения, каковой и остаётся по сей день.

Со временем устный язык усложнялся, совершенствовался, наполнялся новой информацией, которую из-за большого объёма уже трудно было запомнить, а тем более без искажения передать другому человеку. Возникла потребность фиксировать и сохранять знания, умения и навыки с тем, чтобы человеческое общество могло развиваться без повторения пройденного ранее опыта. Возникает письменность.

В настоящее время наука разрабатывает две гипотезы по поводу места её происхождения: согласно первой из них, письменность появилась на Земле в одном единственном центре и оттуда уже распространилась по всему обитаемому миру; согласно второй – первые буквы, а затем и алфавиты, были созданы в нескольких районах планеты, населённых людьми. Сегодня единой теории о месте происхождения древнейшего алфавита не существует.

Классификация земных языков

В современном обществе наиболее распространённой является классификация человеческих языков по генеалогическому принципу: языки объединяются в семьи по признаку родства, устанавливаемого путём сравнения их словарного фонда и грамматики. Семьи по территориальному признаку делятся на ветви. Наиболее изученными в наши дни считаются следующие языковые семьи:

· индоевропейская;

· афразийская;

· северокавказская;

· дравидийская;

· австралийская;

· индейская.

Корейский, японский, баскский и айнский языки до сих пор не идентифицированы и поэтому не входят ни в одну из известных ныне языковых семей.

Наиболее изучены языки индоевропейской языковой семьи, на которой в современном мире говорит 45% населения Земли. Они численно преобладают в большей части Европы, в Иране и Афганистане, на севере Индостанского субконтинента, в большинстве стран Америки, в Австралии и Новой Зеландии.

Индоевропейская языковая семья условно делится на две ветви – западную и восточную. Западная языковая ветвь распадается, в свою очередь, на романские языки (испанский, португальский, французский, итальянский, румынский и др.) и германские языки (английский, немецкий, все скандинавские языки, идиш, голландский и др.). Восточная языковая ветвь включает языки – иранские, славянские и балтийские.

Древние алфавиты.

Алфавит – это упорядоченная система графических знаков (букв), отражающая звуковой состав того или иного языка. Алфавитом называется также и сам порядок букв. Само слово «алфавит» произошло от соединения двух первых звуков греческой азбуки: «альфа» и «бета».

Древнейшие алфавитные системы Земли состояли из одних согласных звуков, и только в Древней Греции были, наконец, введены специальные буквы для гласных звуков. Тогда же во всех европейских алфавитах было твёрдо зафиксировано местоположение каждой буквы, что позволило использовать буквы для передачи чисел.

Источники Древнего Знания утверждают, что письменность на Земле зародилась много тысяч лет назад, однако современная наука не располагает достоверными фактам, подтверждающими такие сообщения. В связи с этим историю создания алфавита приходится начинать с 1У тысячелетия до н.э. Именно тогда на Земле возникли три сохранившиеся до наших дней системы письма – месопотамская клинопись, древнеегипетские иероглифы и санскрит. Они представляют собой три различных способа письменной фиксации знаний.

Их появлению предшествовал длительный период формирования наиболее удобных и легких в употреблении средств сохранения и передачи информации. За это время человечество пережило три основных этапа создания письменности – этап предметного письма, этап пиктографического письма и этап фонетического письма.

Предметное письмо представляло собой наиболее древний способ обмена информацией – с помощью одного или нескольких предметов, связанных с определёнными местами или событиями. Примером предметного письма является известная легенда Геродота о персидском царе Дарии, пытавшемся покорить причерноморские племена скифов. После тщетных попыток догнать степных кочевников Дарий получил от них послание – птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, который привёз это послание персам, отказался его комментировать, в связи с чем встал вопрос: как интерпретировать полученные предметы? Дарий решил, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности передают ему землю (мышь), воду (лягушка), небо (птица), а также отказываются от борьбы (стрелы). Однако один из полководцев царя возразил ему. Он истолковал послание кочевников по-другому: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не скроетесь в болоте, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, полководец оказался прав.


Другим образцом предметного письма являются созданные американскими индейцами системы вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на верёвку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась количеством и цветом сделанных на верёвке узелков).

Следующим шагом в развитии предметной письменности стала пиктография, или рисуночное письмо. Пиктография появилась ещё в каменном веке, когда человечество переживало расцвет родового строя. Каждое племя разрабатывало единую систему рисунков, известных и понятных всем членам родового коллектива. С помощью этих рисунков люди могли передавать друг другу наглядные сообщения. Примером может служить послание простоквашинского Шарика коту Матроскину, которое он куском угля изобразил на печке деревенского дома.

Однако подобные рисунки не могли вместить информацию по многим важным вопросам: они не передавали имена людей, не могли выразить абстрактные понятия. Возникла необходимость найти способ для передачи звуков, с помощью которых информация стала бы доступной не только нескольким десяткам человек, но всем людям, говорящим на родственных языках .

Роль переходного звена от пиктографии к фонетическому (буквенному) письму сыграли иероглифы и клинопись. В течение нескольких тысячелетий в странах Древнего Востока пиктограммы заменялись иероглифами, которые одновременно содержали указание на предмет и на те звуки, которые за этим предметом закрепились. На рубеже 4 – 3 тысячелетий до нашей эры иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии, а в 2400-х годах до нашей эры оно превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Своего расцвета иероглифика достигла в Древнем Египте.

Клинопись же стала особой формой письменности в Древнем Шумере, Ассирии, Вавилоне и других городах-государствах Древней Месопотамии. Заострённой бамбуковой палочкой она наносилась на не вполне затвердевшую глиняную табличку, которая затем обжигалась на огне. Благодаря этому тысячи таких клинописных табличек дошли до нашего времени, были расшифрованы и поведали нам историю древнейших цивилизаций мира. Иероглифы и клинопись, были достаточно сложными системами письма, так как допускали использование до нескольких сотен и даже тысяч знаков. Их усвоение и практическое применение было доступно лишь небольшому числу специально обученных людей – писцов.

Несколько иначе была оформлена фонетическая письменность наших предков – индоевропейцев, населявших когда-то Древнюю Индию. Их язык был назван санскритом. Санскрит (другое название – деванагари) – это самый древний из известных нам человеческих языков. Он существовал уже около 3,5 тысяч лет назад (середина 2-го тысячелетия до нашей эры). Его название переводится как - «обработанный, совершенный».

Санскрит – это язык не какого-то конкретного народа, а целой культуры, которая сформировалась в Индии исключительно среди элитных слоёв населения. Это язык науки, литературы и религии. Являясь материнским языком древних индоарийских племён, мигрировавших в Индию с территории Сибири, он дал рождение многочисленным местным диалектам.

По своему происхождению санскрит относится к индоевропейской языковой семье и сегодня считается мёртвым. «Будучи безупречнее греческого и богаче латыни, он изысканнее их обоих». По строению существительных, глаголов и других частей речи санскрит сходен с ними, а также с русским языком, и сходство это настолько очевидно, что ученые не сомневаются: санскрит и эти языки произошли от одного языкового предка.

Классический санскрит насчитывает 48 фонем, среди который есть гласные и согласные звуки. Таким образом, легко предположить, что это один из самых первых на планете фонетических языков, на котором создана богатая и непередаваемо прекрасная литература.

Итак, по данным современной науки, фонетическое письмо возникло на Земле примерно в середине 2 тысячелетия до нашей эры и до сих пор является высшей формой человеческой письменности. В Европе же, согласно официальной науке, первый алфавит изобрели финикийцы, и от них буквенное письмо распространилось по всему континенту.

Археологические источники не сохранили нам имена тех, кто создавал алфавиты для каждого конкретного народа, хотя кое-какие сведения до нас всё-таки дошли. Так, мы знаем, что для славянских народов алфавит был придуман черноризцами Кириллом и Мефодием, а М.Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. В начале ХХ столетия не было письменности у российских народов Крайнего Севера, и после 1917 года русские учёные разработали её в советском Институте народов Севера. Имена авторов, составлявших алфавиты для своих народов, не так уж важны. Главное – современное человечество обладает письменностью и с её помощью может исследовать окружающий мир и сохранять полученные знания для идущих за нами поколений.

ЧАСТЬ 2. ДОХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

Современная славянская письменность основана на буквах кириллицы, которая была создана по приказу византийского императора Константина монахами-черноризцами Кириллом и Мефодием и распространилась по Восточной и Западной Европе в ходе христианизации славянских народов (10 век). На территории Киевской Руси кириллица появилась в 988 году и с тех пор считается официальной алфавитной системой русского народа.

Однако и до введения кириллицы восточные славяне, несомненно, имели какую-то письменность, о чём существует немало свидетельств в древних источниках. Так, черноризец Храбр в своём «Сказании о письменех» пишет: «…Прежде убо словене не имяху письмен, но чертами и резами читаху и писаху». Сегодня учёные не знают, какие «черты» и «резы» использовали наши предки для записи и чтения информации, но сам факт их существования твёрдо установлен. Предположительно, дохристианская письменность восточных славян представляла собой руническое письмо.

В древних хрониках повествуется о путешествии в 860-х годы братьев Кирилла и Мефодия по Крыму. Здесь, в Херсонесе, будущие инициаторы создания славянской азбуки обнаружили некие Евангелие и Псалтирь, «роуськыми письмены писана». По их просьбе текст был переведён неким человеком, говорящем на этом языке. Беседуя с ним, Кирилл научился языческой речи и даже разделил «письмены» на гласные и согласные буквы, благодаря чему быстро научился читать обнаруженные в Херсонесе древние»роуськыя» книги.

Арабский посол Ибн Фадлан, посетив в 922 году Волжскую Булгарию, почерпнул там много интересных сведений о восточных славянах. Он лично наблюдал их похоронный обряд и засвидетельствовал, что на надгробной плите славяне «чертами» и «резами» написали имена царя русов и покойного дружинника.

Другой араб, писатель Ибн ан-Надим, в своих книгах упоминает: «Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк (Кавказ) послал его к царю Русов; он утверждал, что те имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева (берёзовая кора), на котором были изображения, не знаю, были ли они – слова или буквы».

Сообщения арабских источников подтверждают историки Древней Персии. В частности, один из них, Фахр ад-дин Мубарак-шах Марварруди, утверждает: «У хазар было также письмо, которое происходит от русов… Хазары, как и русы, пишут слева направо и буквы не соединяют между собой. У них 21 буква…».

Более поздние германские хроники 10 века сообщают даже, что у вендов (славян) есть свои школы, в которых священники учат детей кириллице и некоему древнему «руническому письму».

Титмар Мерзебургский (976-1018), описывая западнославянскую крепость Ретру (Радогост) на острове Рюген, также сообщает, что на каждом стоящем в крепости языческом идоле также было написано его имя. Это подтверждает гипотезу о существовании у всех славянских племен дохристианской письменности.

Этот вывод подтверждает и археология. Так, в 1967 году у русского села Войсковское (Днепропетровская область) были обнаружены ритуальные глиняные сосуды, датируемые 2-4 веками, на стенках которых хорошо просматриваются надписи, состоящие из 6 знаком. Они так и не были расшифрованы, но имеют большое сходство с руническими знаками.

Остались нерасшифрованными и письменные знаки на Микоржинских камнях вблизи Познани (Польша); на славянских пряслицах 11-13 веков; на скальных склонах вблизи Белоозера; на славянском мече 10 века, одна сторона которого украшена надписью на кириллице, а другая – неизвестными рунами.

В 1985 году вологодский археолог И.Ф. Никитинский, исследуя древнее Тиуновское святилище, обнаружил на его территории огромный валун с высеченными на нём рисунками, под которыми располагались надписи. Часть их была сделана на кириллице, но некоторые надписи оказались древними рунами. Стало известно, что до 17 века жители на этой территории оставались язычниками, и даже в наше время сельское население Вологодской области считает Тиуновское городище священным местом. Таким образом, валун с руническими надписями является одним из древнейших языческих культовых камней. Его находка подтверждает существование у древних славян рунической письменности.

Славянское руническое письмо

Руны – это особые знаки, вырезавшиеся на камне или дереве и представлявшие собой чёткие прямые линии, соединённые под углом в несложный рисунок. Считается, что родиной рунического письма является Германия. Сам термин «руны» произошёл от немецких слов run или runen («тайна», «таинственно шептать»). Такое название, видимо, было связано с тем, что древние германцы считали руны священными и приписывали им некие мистические свойства.

Главной отличительной особенностью любого рунического письма является порядок букв, который называется – футарк. Такая организация алфавита не встречается больше ни в одной письменности планеты. Алфавит делится на три группы по 8 рун в каждой. Славянские руны имели собственные названия:

Направление рунического письма – слева направо, хотя в ранних текстах иногда встречается бустрофедон ( слева - направо, справа – налево, слева - направо и т.д.). Текст не был сплошным, он распадался на отдельные слова, которые разделялись с помощью точки, двоеточия или креста. В древнем Новгороде вместе с берестяными грамотами были обнаружены два древних орудия письма, которые датируются 10 веком и которыми руны выцарапывались на дереве или бересте. Эти костяные палочки для письма у славян назвались – «писало».

Уже в древности германские и славянские руны чётко различались и никогда не смешивались. Германское руническое письмо сегодня расшифровано и сделанные им надписи прочитаны. Что касается славянской рунистики, то официальная российская наука её до сих пор не признаёт и расшифровкой не занимается. Однако переводы славянского рунического письма всё-таки были сделаны, и связаны они с так называемой «Велесовой книгой».

Велесова Книга

«Велесова Книга» - это древнеславянские рунические тексты, записанные на 35 берёзовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года до нашей эры. Дощечки были обнаружены во время гражданской войны 1918-1920 годов в разгромленном имении князей Куракиных под Орлом. Подобрал их полковник Изенбек, интересовавшийся археологией и потому обративший внимание на неизвестный памятник древности.

Дощечки оказались сильно попорченными временем и червями, но знаки на них хорошо просматривались. После гражданской войны Изенбек вывез их в Брюссель, где и было установлено, что тексты на них записаны совершенно неизвестным науке древнеславянским языком. На их переписывание и дешифровку ушло 15 лет. В работе принимали участие как русские, так и иностранные учёные.

Древние тексты именовали себя «книгой», и в ней часто упоминался славянский бог скота и подземного мира Велес, поэтому древний памятник литературы и был назвал «Велесовой Книгой». К сожалению, полный текст этого произведения после смерти в 1943 году полковника Изенбека исчез, и перевести удалось лишь то, что к этому моменту успели скопировать. Отсутствие подлинника дало официальной науке повод назвать «Велесову книгу» фальшивкой, и в наше время её тексты серьёзно не изучаются и не исследуются.

Узелковое письмо древних славян

Узелковое письмо – это предметный способ сохранения и передачи информации. Его появление связано с возникновением в 5 тысячелетии до нашей эры производства ниток. Наряду с дикорастущей крапивой и лубом для их изготовления использовались лён и конопля, а с возникновением скотоводства – шерсть. Нитки, из этих материалов, были достаточно длинными и прочными. Первоначально их применяли для изготовления одежды, тканей, ковров и прочих предметов домашнего обихода.

Однако со временем сфера применения нитей значительно расширилась. Люди обнаружили, что с их помощью, завязывая узелки, можно фиксировать количество предметов, а затем считать их и распределять по группам. Вершиной развития узелкового письма стало его использование в качестве средства связи и передачи информации. При этом дополнительными признаками сообщения стали - величина завязанных на нити узлов, цвет самой нити, её длина и толщина, а также её сочетание с другими нитями. К примеру, у североамериканских индейцев – ирокезов, гуронов – было распространено узелковое письмо «вампум», в котором красная нить означала объявление войны, чёрная – угрозу, белая – мир и благополучие и т.д.

Для сохранения нитей, на которых с помощью узелков записывалась информация, их сматывали в клубки и хранили в особых секретных местах, известных немногим членам семейной общины. До нас дошли многочисленные свидетельства распространения узелкового письма в древнем мире. Так, китайский философ 6–5 веков в своём классическом даосском трактате «Дао Дэ Дзин» пишет: «некоторые только и мечтают о былом, что хорошо бы вновь вернуться всем к завязыванию узелков на веревках вместо письма». О священном узелковом письме упоминается в карело-финском эпосе «Калевала»:

Наносил мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны…
Я в один клубок смотал их,
И в одну связал я связку…
И в амбаре под стропила
В медном ларчике их спрятал.

Очевидно, в зачаточном виде узелковое письмо существовало у большинства древних народов, но наивысшего совершенства оно достигло в государстве инков и в Древнем Китае, где с его помощью можно было даже фиксировать речь.

Древняя письменная система инков – кипу – представляла собой шнур с нанизанными на него нитями различной длины, толщины и окраски. Количество этих нитей с завязанными на них узлами иногда достигало нескольких тысяч. Такие шнуры с указами правителей передавались из одного конца инкской империи в другой по специальным «почтовым» дорогам. Один из испанских хронистов в связи с этим писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу».

В отличие от кипу, образцы древнекитайского узелкового письма Цзе-Шен не сохранились, но до нас дошли его подробные летописные описания и зарисовки. На верёвке «шен» специальным костяным крючком «си» плелись узлы «цзэ». Письмо Цзе-Шен использовалось не только для счёта и фиксации цифр. В Древнем Китае было широко развито ораторское искусство, и, предположительно, существовала целая бесписьменная (узелковая) литература. Древнекитайский философ Лу Синь сообщает, что «в глубокой древности люди управляли, завязывая узелки на шнурах; мудрецы последующих поколений заменили их иероглифами».

Интересно, что у древних народов узелковое письмо ассоциировалось с загробным миром. Нити с завязанными на них узлами находят в захоронениях инкских и китайских императоров. Свисающими узлами были украшены одежды индийского бога смерти Ямы.

Узелковое письмо в глубокой древности было распространено и на Руси. Славянские воины перед битвой завязывали на оружии особые узлы – «наузы», полагая, что это придает оружию особую прочность, а также «связывает» силу врага. Говорят, Степан Разин умел так «навязывать» свои доспехи, что его не брали ни пули, ни мечи. Наузы также ограждали от злых чар и могли служить средством наложения порчи.

По сообщению российского исследователя А.И. Барашкова, в православных богослужебных книгах и на древнерусских ювелирных изделиях сохранились необычные зарисовки – переплетения змей, чудовищ, человеческих фигур, - которые передают в рисунке узелковую вязь. Этот стиль рисунков с демоническими фигурами известный лингвист 19 века Ф.И. Буслаев назвал тератологическим (от греческого слова «чудовище»).

Память о древнем узелковом письме сохранилась и в славянском фольклоре. Когда нужно что-то запомнить, мы «завязываем узелок на память». Во время беседы с другим человеком «связываем» слова между собой, чтобы речь получилась «связной». Но стоит только «спутать мысль», и высказывание становится «путаным». В наших рассказах существуют - «нить повествования» и «хитросплетения сюжета», «завязки» и «развязки», а могут быть и «неувязки».

Владимир Даль в одном из русских сёл услышал пословицу: «Что знала, то сказала и на нитку нанизала». Герои наших сказок получают от Бабы Яги волшебный клубочек, который приводит их к счастью и благополучию. А клубочки эти, возможно, хранились в специальных берестяных коробах, откуда и произошло высказывание: «наврать с три короба». При чтении закодированного узелками текста нити, возможно, наматывались на особые палочки-усики. Вот вам и выражение: «намотать на ус».

Всё это косвенно подтверждает предположения учёных о том, что задолго до Кирилла и Мефодия у восточных славян существовала своя оригинальная форма письменности – древнее узелковое письмо. Вряд ли это было самостоятельное письмо. Узелковая запись могла использоваться, как секретный шифр или в качестве сопроводительного элемента какого-то языческого ритуала.

Известно, что одежда и головные уборы китайских императоров украшались узелковой вязью; такую же вязь мы видим на древнерусских грамотах и указах славянских князей. Узелковый орнамент использовался для украшения рушников, одежды, шапок, поясов, женских украшений. Возможно, он являлся своеобразным оберегом или сообщал окружающим о социальном статусе человека.

Официальная наука относится к славянской узелковой письменности скептически и считает предположения о её существовании «полной фантазией» (акад. Д.С. Лихачев). Однако некоторые известные историки признают необходимость изучения дохристианских форм славянского письма, в том числе и узелкового. Вот что по этому поводу пишет Б.А. Рыбаков: «Что касается узелковой письменности, то эта письменность заклинательная, пиктографическая (рисуночная). С давних пор и вплоть до средневековья на гравировке, на серебре, на различных предметах изображались узлы – самые разные. Эти узлы как следует не классифицированы, но, разумеется, они имеют смысл».

На Руси узелковое письмо сохранялось вплоть до 13-14 веков, хотя с введением христианства оно, как часть языческого ритуала, подвергалось суровым запретам и преследованиям. К сожалению, в результате этого до нас не дошли сведения, каким образом древние славяне кодировали с помощью узелков информацию и как потом они её читали.

В настоящий момент некоторые российские филологи-энтузиасты пытаются расшифровать узелковые записи, изображённые на православных книгах, женских украшениях и стенах древних храмов. Известно, что в 2006 году американский исследователь Гарри Эртон смог разгадать код инкского письма кипу и прочитал доступные ему узелковые тексты. В них сообщалось о количестве жителей той или иной провинции, о её природе, о продовольственных запасах накануне засухи и т.д. Можно надеяться, что и наших исследователей ждёт успех, а значит, мы когда-нибудь сможем прочитать древнейшие послания наших предков.

Глаголица

Ещё одной системой дохристианской письменности восточных славян считается глаголица. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана задолго до прихода на Русь Кирилла и Мефодия, авторов нынешней российской письменности – кириллицы. Более того, великие славянские просветители, создавая кириллическую азбуку, использовали не только греческие буквы, но и знаки глаголического письма.

Древнейшая дошедшая до нас глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники (в том числе «Киевские листки», датируемые X веком) написаны именно на глаголице, причём написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу к языку южных славян.

На древность глаголицы указывают и палимпсесты - рукописи на пергаменте, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый. На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена именно глаголица, а новый текст написан кириллицей. И нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица.

Обычно говорят о двух видах глаголицы - более древней «круглой», также известной как болгарская, и более поздней «угловатой», хорватской, названной так потому, что до середины XX века она использовалась хорватскими католиками при совершении богослужений по глаголическому обряду. Алфавит последней постепенно сократился с 41 до 30 знаков. Наряду с уставным книжным существовало также глаголическое курсивное письмо (скоропись).

В Древней Руси глаголица практически не использовалась, встречаются лишь отдельные вкрапления глаголических букв в текстах, написанных на кириллице. Восточные славяне использовали глаголицу чаще всего в качестве тайнописи. В настоящее время чтение и произношение букв этой системы письма утеряно.

Продолжение следует.

Опубликовано 14.09.2014 г.